Эта тема была не из самых приятных, пока мы не нашли вариант относиться проще к непониманию или неприятию нашего образа жизни со стороны близких родственников. Сейчас всё стало намного легче, поэтому можно и поделиться.
Боялись мы жутко рассказывать родителям о том, что купили землю в поселении и будем жить в родовом поместье. Если мои родители хотя бы отдалённо помнили про увлечение книгами Анастасии и идеями, то Сашины вообще были «не в теме». Мысль о том, что мы собрались жить там, где нет электричества, воды, нормальных дорог (не говоря об остальной инфраструктуре), большого количества людей, мягко говоря, никого не воодушевила. Очень мягко говоря. Да ещё и с маленьким ребёнком. Идейная сторона вопроса в расчёт не принималась, несмотря на все наши усилия. Потому что «жить надо нормально, а не глупостями заниматься». Чтобы всё как положено, как у всех. Называли нас тоже по-разному, видимо, любя. «Дым стоял коромыслом» какое-то время. Потом всё поутихло. Наверное, подумали, что сами от такой жизни сбежим. Пока строились, всё звучали активные идеи о переезде в деревню. Этот вариант устроил бы всех, кроме нас. Когда переехали в неподготовленный дом – хватались за головы. «Сумасшедшие, фанатики» и проч. сопровождало нас постоянно.
Очень долго это причиняло душевную боль. Сколько сил мы потратили, чтобы разобраться во всём этом, убеждали, рассказывали, объясняли! Мы такие дети – нам важно, чтобы родители нас поддержали (хотя есть ли другие дети?). Было важно. До тех пор, пока мы не поняли, что это наша жизнь и наш выбор. Поскольку наш – он не обязан никому нравиться. Даже родителям. Все родители желают детям добра. Но видение этого добра у каждого своё, и иногда оно так вот не совпадает. А ответственность за выбор нести нам, поэтому он должен нравиться нам в первую очередь. Как сейчас он нравится! Такую ответственность согласны нести сколько нужно.
Ещё заметили такую особенность. Люди того поколения (которым сейчас 50-60 лет), за редким исключением, очень тяжело принимают нововведения. Особенно такие, которые затрагивают целиком всё устройство жизни. Считаю героями тех, кто может переехать в этом возрасте, начать сыроедить, моржевать – всё, что в корне меняет уклад жизни. Кто может не обращать внимание на общественное мнение, не зависеть от него. Это вызывает огромное уважение.
Постепенно всё наладилось, привыкли к нашему месту жительства. Даже стали временами завидовать. И тут мы сообщаем о переходе на сыроедение! Опять всё по кругу: «сумасшедшие!», «вас надо проверить!», «это уже ни в какие ворота!». Никого не убеждают разговоры о здоровье. Просто должно быть, как положено, и всё тут. Нет каких-то фактов конкретных, почему так нельзя питаться. Одни эмоции и неприятие. Тут мы уже были готовы и сильно не переживали. Наше здоровье – это наш интерес. Да, очень сильно хотелось бы, чтобы близкие немного сдвинулись в своём питании в более здоровую сторону. Но словами здесь не помочь, к сожалению. Только делом, только свои положительные результаты. Даже те, кто заинтересован кровно в своём здоровье, дальше разговоров не идёт. Сейчас уже с удовольствием готовы слушать, задавать вопросы. Своё мы отстояли. Теперь уже с меньшими потерями.
Конечно, с переходом на новое питание главный вопрос у бабушек и дедушек – это наш сын. Ладно, вы экспериментируйте, как хотите, а ребёнок «почему должен страдать». Во-первых, ребёнок родился у нас. Свой выбор он тоже уже сделал. Во-вторых, страдальцем не выглядит и не является. В-третьих, самое любопытное. Как так получается, что бабушки и дедушки становятся такими? Может, кто ответит. Моя мама всегда была строгая со мной. Никаких сюсюканий, «принцесс, умниц, красавиц» я не слышала. Чему очень рада, кстати. Папа так же. А когда у них родился внук – всё это повылазило. Откуда?! Бесконечные поцелуйчики, голосок елейный, желание завалить его игрушками, конфетами и проч. День пребывания с ними сына стоит нам очень дорого. Именно в плане дисциплины и самовосприятия у ребёнка. Со мной бабушка так себя точно не вела, это невозможно даже представить. И я рада, что это было именно так. Речь же не идёт о любви. Я прекрасно при этом знала, что меня все любят. Но у бабушки мы, внуки, учились работать, в деревне никто не думал баловать. Любое отлынивание порицалось. А у нас как получается? «Дайте ребёнку конфет и игрушек, вы его детства лишаете». Потом он вырастает потребителем, который ничего не может. А виноваты будут родители. Разве что в том, что в своё время не отстояли дисциплину ребёнка у современных бабушек. Призыв! Если ваши дети и внуки делают шаги в сторону здорового образа жизни, здорового питания, природы – не мешайте, пожалуйста! Это вам же выгодно. Не так легко справляться со всеми своими привычками и страхами и вдвойне сложно под прессом общественного мнения в лице близких.
Для чего это пишу? Сор из избы ведь выносить не принято. Думаю, что многие с подобным сталкиваются в той или иной степени. Может, наш опыт кому-то пригодится. Нет ничего страшного в том, чтобы делать то, что считаешь нужным. Особенно, если это взвешенные и продуманные решения в сторону здорового образа жизни. Это отличный способ повзрослеть и освободить родителей от нашего детского восприятия. Освободить себя от общественных догм и установок. В выигрыше остаются все. А главное – наши дети, у которых появляется возможность жить и вырастать в качественном новом «формате», т. е. без формата. Думаю, ради этого стоит начинать. Наши родители сейчас входят во вкус жизни, в которой дети и внук счастливы, здоровы, не создают им никаких проблем, забот – только позитив. В конечно итоге – все довольны.
Ксения Сахарленко, родовое поселение Добросвет Красноярского края.