Добавить статью Мой опыт колодного пчеловедения

Дата материала: 01 мая 2014
Этот материал размещён в газете "Родовое поместье". Вы можете оформить подписку на печатный вариант газеты. Подписаться…
 
Здравствуйте. Просмотрев некоторые дискуссии в интернете о колодном пчеловодстве, я обнаружил, что много начинающих колодников разочаровываются в данном методе пчеловедения из-за неожиданных неудач, и совсем отказываются от него. Сейчас я занимаюсь колодным пчеловодством и имею пасеку в полсотни колод, которая постоянно растёт. Вспомнив свои неудачи, я решил описать свой опыт, написать о том, как начиналось моё пчеловодство. Итак, приступим...
Для первых колод были найдены стволы больших тополей. Колоды делались стоячими, с неоткрывающимися торцевыми крышками и должеями. Выбирались бензопилой, и после зачищались рубанком. Размером были полтора метра в высоту и внутренним диаметром в полметра. Летки сверлились пунктиром сверху и почти донизу непрерывной линией.
Для заселения был приобретён 4-х килограммовый рой. Рой был высыпан у основания колоды и сразу же побежал внутрь неё. Пчеловод, продавший рой, весьма удивился такому заселению. В течение часа пчёлы полностью зашли в колоду, и должея была закрыта. Всё замечательно, но спустя три дня колода была обнаружена пустой. Рой улетел. Расстройству не было предела, и были мысли бросить эту затею, но пчеловод, теперь уже товарищ, сказал примерно следующее: «Не бросайте эту затею, дело то хорошее. Есть у меня ещё один роёк...». Сам пчеловод имел пасеку сотни в три семей и две колоды, за которыми наблюдал несколько лет. «Хорошо живут, не роятся!» – помню, он говорил про них.  «Как же я, Славянин, Славянина брошу? Дам тебе роёк, но на этот раз будем селить по-моему» – сказал тогда он. И мы вставили две рамки расплода и корма в колоду, а леток закрыли генеманом. Роёк прижился, но развивался слабо и роился.
В чём была проблема моих первых колод, я узнал позже. Не было знаний и опыта на самом старте, потому были и неудачи. И так всё по-порядку. Все щели первых колод мы затыкали паклей, излишне заботились о пчёлах, а летки сократили, забив веточками. Всё бы ничего, но тополиные кряжи, из которых делались колоды, не были просушены, т. е. сырое дерево. Поскольку внутри вентиляции почти не было (полное отсутствие щелей и сокращённый леток), то внутри колоды быстро отсырели и обросли грибками. Естетственно, пчёлам такие жилища были не в радость.
И так жил у нас один роёк. Пасеку мы хотели расширять, а новые рои обходились недёшево. Прикинув, что к чему, и намотав на ус несколько советов, мы поняли, что выгоднее покупать не рои, а пчелосемьи, и уже с них ловить рои для посадки в колоды.    
Сырость в колодах была устранена, пакля выброшена. Более того, новые колоды стали делаться из заранее просушеных брусков по наклонной схеме. Приобретённые ульи с семьями исправно стали давать рои. Рои выходили хорошие, большие и маленькие, вот только неохотно они стали приживаться в колодах. Половина слетала, и приходилось их караулить и заселять повторно, использовать генеман. Несколько роёв нам удалось поймать в лесу в ловушки. Ловушки были сделаны из деревянных кадок – прообраз колоды, только маленькой, без рамок. Переселить их в тот сезон не удалось, и мы их так и оставили зимовать в ловушках. На следующий сезон они стали исправно роиться и отпускать рои (обьём ловушек был полностью застроен). Так вот рои, которые вылетали с ловушек, при заселении в колоду не слетали ни разу. Это, в свою очередь, навело меня на мысль о том, что у пчёл есть память жилища, и, вылетев из дома, они ищут себе что-то подобное. Это подтвердилось ещё словами Н.НСмирнова (проф. СПбГАУ, ген-дир «Апирус»), который в рекламе полистирольных ульев сказал примерно следующее: «На нашей пасеке вылетевший рой при выборе двух вариантов пустых ульев (деревянный или полистирольный), обязательно заселит полистирольный». Я ещё думал про себя: «Да как так?..» А оказывается, они просто ищут себе жилище, подобное последнему. Что подтвердилось позже следующей историей.
Ульевые семьи на нашей пасеке стали потихоньку пропадать (не переносили зимовку по каким-то причинам), и вот однажды, в начале очередного сезона, мы наготовили много пустых колод с надеждой заселить их новыми роями, но... Но обнаружили, что из рамочных семей зиму выдержари всего три. Колоды должны были пустовать, но... Но семьи, уже живущие в колодах не первый сезон, так окрепли, что застроили колоды много больше половины и дали рои. Причём некоторые рои сами летели в пустые колоды и заселяли их. В некоторые колоды селилось до 4-х роёв самостоятельно. По наблюдениям, они не дрались, а начинали осваивать колоды с разных концов, в последующем сливаясь языками сот в единое гнездо. Ни один колодный рой с колоды, при посадке, не слетал, и ни один колодный рой не заселился в рамочный улей самостоятельно. Таким образом, пасека в тот сезон выросла вдвое.          
На момент написания статьи имеется полсотни пчелосемей в колодах и три в ульях. Первое роение в колодах случилось спустя четыре года. В среднем приход мёда – 16 килограмм с колоды, но без проблем можно брать больше.
Поэтому, начинающие колодники, не отчаивайтесь, если у вас сперва что-то не так?
 
Колода из тополиного кряжа
 
Наклонные колоды – Нижний Новгород, 2013 г.
 
Наклонная колода (редкие, но широкие отверстия для летка)
 
 
Александр Медведев, vk.com/ladnoe
Материал из родового поместья
Дата материала: 01 мая 2014
Разместил(а): Вячеслав Богданов, 01 мая 2014, 00:00

Подпишись на нашу рассылку