В Бурятии жители назовут населенные пункты своими именами. Речь идет об одиноко стоящих фермерских домах, или гуртах. В республике их насчитывается более 2 тысяч. Кроме того, новый закон позволит без бюрократических сложностей оформлять наследство и решит проблему с господдержкой.
В Бурятии жители смогут присвоить свое имя населенному пункту, но для этого он должен быть одиноко стоящим фермерским домом. Речь идет о фермерских хозяйствах, заимках, хуторах, или по-местному — гуртах или бууса (родовые поместья). Их в Бурятии насчитывается более 2 тысяч.
"Идея, конечно, очень хорошая. Сегодня мы живем на безымянном гурте, а официально считаемся жителями районного центра — села Кижинга. В будущем хотели бы передать свое дело кому-нибудь из детей, но как это сделать документально, раньше не представляли. Нововведение позволит спокойно оформить наследство. К тому же будет приятно назвать бууса родовым именем или своей фамилией." (Мария Гунзынова, фермер)
Кижингинский, Хоринский, Закаменский, Мухоршибирский районы Бурятии — распространенные места так называемого номадного животноводства (традиционное ведение хозяйства с периодической сменой пастбищ). Для них характерно именно расселение по гуртам или бууса, нередко расположенным в десятках километров от ближайшего населенного пункта. Постепенное развитие крестьянско-фермерских хозяйств увеличивает их количество.
"Бывает, едешь по дороге — стоит дом, дым идет. Заходишь — семья живет. Это бывает и благоустроенный дом, но он нигде жилым домом не считается. По сегодняшнему законодательству человек может построить животноводческий комплекс. А при этом комплексе — техническое помещение, где живет человек. Причем это может быть как одна, так и две-три семьи, которые живут тут годами." (Баир Бальжиров, председатель ассоциации фермеров)
Частая проблема, с которой сталкиваются жители отдаленных фермерских хозяйств, — сложности при получении государственной поддержки из-за прописки в райцентре или деревне. В Бурятии реализуется программа «Сохранение и развитие малых сел». Но по ней помощь оказывают только тем животноводам, которые зарегистрированы в населенном пункте с населением не более 350 человек.
"У человека, к примеру, прописка в селе Хоринск, а гурт стоит на расстоянии 100–150 км от него. В Хоринске населения больше, чем 350 человек, и человек не может получить ту господдержку, которую он действительно должен получать, так как фактически проживает на гурте." (Артём Зайцев, начальник отдела минсельхоза Бурятии)
Чтобы дать свое имя населенному пункту, фермерам из Бурятии остается ждать, когда депутаты Госдумы примут федеральный закон, позволяющий строить жилые дома на землях сельхозназначения.
Этот закон очень долго откладывался, но, насколько мне известно, уже в ближайшее время Государственная дума приступит к его рассмотрению. Тогда наши фермеры получат возможность, во-первых, узаконить свои дома, получить прописку по реальному месту жительства, а во-вторых, дать название своему поселению. (Баир Бальжиров, председатель ассоциации фермеров)
Пока федеральные и республиканские власти готовятся к принятию закона, жители Бурятии на местах начинают подбирать имена своим фермерским хозяйствам - будущим родовым поместьям.
20 февраля 2013 г. Фото: Евгений Епанчинцев/ИТАР-ТАСС