Этот материал размещён в газете "Родовое поместье". Вы можете оформить подписку на печатный вариант газеты. Подписаться…
Короткое предисловие
Цель этого предисловия предупредить вас. Я типичный городской житель и не знаю многих элементарных вещей из сельского хозяйства. Поэтому иногда мои откровения могут показаться вам старой общеизвестной истиной. Уж простите. Пишу так, как было. Надеюсь, что истинные горожане, которые тоже мало знают о земледелии, в полной мере оценят мои комментарии.
Предыстория
Итак, я хотел бы рассказать о том, что удалось сделать этим летом. Участок у меня под Киевом. Выбирал я его долго, узнавали обстановку с радиационным загрязнением, пробовал воду в колодцах будущих соседей, спрашивал их о земле.
Земля супесчаная. Это значит, что под плотным слоем трав толщиной сантиметров 15 лежит серый песок. По словам соседей, на моём и на прилегающих участках лет десять назад были сады, а потом их вырубили, борясь с алкоголизмом. Поэтому участок голый, ни одного деревца только дикие травы. Землю эту до меня давно не пахали, что хорошо, значит, структура земли не разрушенная. Соседи сказали, что супесь земля довольно трудная, и надо регулярно подпитывать её навозом.
Место там красивое – край села, за моим участком поле с дикими травами, небольшой водоём и сосновый лес. В общем, сердце моё участком было довольно.
Началось.
Работы я начал там ранней весной. Прежде всего, решил заняться живой изгородью.
Но прежде чем я стал сажать её, я пошёл в лес, что метрах в 500 от моего участка. Помимо изучения деревьев, которые присущи этому району, я искал материал для мульчирования посадок, и обнаружил его в несметном количестве. Поистине, лес это огромное сокровище, которым человек может пользоваться.
Лес, делая сам для себя почву, покрывает землю слоем лесного перегноя, местами очень толстого. Ходя по лесу, вы можете легко обнаружить эти места. Когда вы ступаете туда, ваш шаг пружинит, вы не чувствуете твёрдой почвы. Копните ладонью то место, и обнаружите преющую кашу из листьев, сосновых иголок, веточек, умерших насекомых. Для укрытия и подпитки земли неоценимая вещь.
Я брал этой мульчи из лесу столько, сколько мог на себе унести: рюкзак и две большие сумки. Потом даже один раз заехал туда с товарищем на легковой машине и набил багажник до отвала. Нужно только следить, чтобы в одном месте не забирать все, не оставлять после себя больших голых проплешин, а стараться брать по чуть-чуть из разных мест. В этом случае для леса это будет практически незаметно.
Часто сгребая этот настил, я натыкался на маленькие побеги молодых растений. Иногда они были такими симпатичными, что я не мог удержаться, чтобы не забрать их с собой. Так я перенес к себе на участок ландыши, маленькие, 5 см в высоту, сосенки, лесной мох, разных лесных трав, которые не встречались у меня на открытом месте. Ещё я принёс несколько растений, которые мне очень нравились, но я не знал, что это. Для себя я назвал их лесными красавицами.
И только потом бабушка-соседка сказала, что это дикая вишня.
Выкапывая их из земли, я впервые осознал интересный факт: почва в сосновом лесу буквально прошита корнями деревьев. Как бы глубоко я ни копал, я постоянно натыкался на толстые, прочные горизонтальные корни. А до ближайших сосен иногда было метра 3-4. Итак, если на моем участке земля это просто толстый слой песка (впрочем, позже я понял, что это не совсем так), то в лесу это, скорее, плотная структура живых и отмёрших корней, промежутки между которыми заполнены песком. Разницу улавливаете?
Помня из книг В. Мегре, что первым быстрорастущим материалом для живой ограды могут быть осина и береза, я стал их искать. Честно сказать, на тот момент я практически не представлял себе, как выглядит осина, взглядом я прежде всего искал берёзы. Натолкнулся в лесу на рабочих из лесничества, они подсказали, где искать берёзы.
Когда я вышел на это дикое поле, у меня от радости внутри всё запело. На этом огромном поле стояли тысячи маленьких берёзок - диких сеянцев. Оттуда я их выкапывал десятками и перевозил к себе на участок. Что интересно, практически на всех берёзах я находил по несколько божьих коровок. Нравятся им берёзы, что ли? В общем, берёзы я увозил вместе с этим божьим стадом.
Первая моя ошибка, которую я совершал при посадке, забыл обрезать крону. Дело в том, что при выкопке деревьев, обязательно повреждается корневая система. Нередко корни берёзок так далеко уходили вбок или вглубь, что приходилось обрубать их лопатой. Плюс мелкие корешки часто повреждались при выкопке и перевозке. Так что деревце, которое уже вырастило под эту корневую систему свои веточки, оказалось без должного обеспечения соками. Поэтому они или долго болели, или совсем не прибавляли в росте. А надо было тут же, при посадке, секатором подрезать крону, чтобы деревце само восстанавливало веточки по мере своих возможностей.
Деревца я брал как относительно большие - 2 метра в высоту, так и невысокие, с полметра. Надо отметить, что парные саженцы, когда вместе росло два ствола – оказались удивительно устойчивыми. Все лето, несмотря на засуху, эти близняшки отличались ярко-зелёной, мясистой листвой. Думаю, что они будут великолепно смотреться и когда вырастут.
Землю, которой я засыпал корневую систему, я мешал с лесным перегноем и добавлял немного навоза. Навоз был свежий, и мне не следовало этого делать. Но соседи говорили, что так можно, и ничего страшного не будет.
Вторая моя крупная ошибка состояла в том, что часть берёзок я посадил уже тогда, когда у них были маленькие листики. Частично, это было вызвано тем, что я не успел вначале посадить всё, частично одна из соседок сказала, что садить можно, когда угодно. В общем, из посаженных таким образом берёзок выжила половина, да и то после того, когда я в отчаянии удалил у каждой по полкроны, а то чахли на глазах. А везде ведь написано, что садить надо до набухания почек. А из пересаженных в то время сосенок вообще ни одна не принялась. Жалко.
Промежутки между берёзками я засаживал кустарниками: боярышником, барбарисом, самшитом, жимолостью, шиповником, рябиной черноплодной, сиренью. Пока меня радует только шиповник, черноплодная рябина и барбарис. За лето они показали значительный рост. Возможно, именно им подходит такая почва. Но теперь у меня есть созревший перегной, и в следующем году я попробую помочь отстающим культурам расти быстрее.
Курдюмов прав!
Тяжёлое наследие.
Итак, начну рассказывать о курдюмовском опыте. Как только я раззнакомился весной со своими соседями, каждый из них начал мне советовать запахать свой участок – «пэрэораты». Дело в том, что гроза местных огородников - сорняк по имени пырей безраздельно властвует на участках. Своими сильными корнями он пронизывает верхний слой земли - 15-20 см - и, как считается, не даёт расти ничему другому.
Поэтому каждый год селяне загоняют на свой участок трактор, он вспахивает всю землю, затем люди вручную выбирают из земляного отвала корни пырея и сжигают их. Чем тщательнее выбираются корни, тем чище земля и, соответственно, тем больше времени понадобится пырею для освоения данной территории летом. А пока он будет восстанавливать статус кво, успеют вырасти грядки культурных растений. В общем, вся жизнь - борьба.
Мои робкие отговорки, что, мол, у меня своя технология, что я буду по-своему, не то что встречали возражения, а просто не воспринимались. Мои разговоры просто сотрясали воздух. Я их понимаю: приезжает городской в село и говорит, что он будет делать не так, как все. «Дила не будэ» - вот и весь вердикт. В общем, со временем я перестал что-то рассказывать. Тщетно.
Следующий ход со стороны селян - раз ты не вспахиваешь поле, значит, оно гуляет, а раз гуляет, мы будем ходить по твоему участку и пасти там своих коров. Всё это вылилось в резкие разборки с местными. Посаженные вдоль границы участка берёзы им ни о чем не говорили. Только поставленный наспех деревянный забор отгородил мой участок от вытаптывания коровами. Впрочем, люди ещё прохаживаются. Но со временем я надеюсь и их отучить.
Опыты.
Итак, в такой атмосфере я стал применять вычитанное у Курдюмова. Семена готовил так, как говорила Анастасия, чтобы насытить их информацией о себе.
Первые участочки для посадки я готовил так: брал сапку (плоскореза у меня нет) и аккуратно вырубал с участка все стебли сорняков, не трогая корни. Затем накрывал слоем лесной мульчи (в одном случае, предварительно укрыв землю старыми газетами, в другом - без них).
Честно говоря, я до сих пор не понимаю, зачем, по Курдюмову, необходимо класть навоз и мульчу поверх картона или газет. Может быть я что-то не понимаю, но ведь в данном случае навоз не соприкасается с землей, не может стать её частью. Поэтому я позже отказался от этой схемы.
Все эти несложные процедуры я сделал с некоторой долей небрежности, и пырей моментально использовал мои прорехи. Во-первых, я не полностью огородил участки вкопанными досками, и сорняки очень быстро зашли с незащищенных сторон. Ну а второе, простого обрубания стеблей и нетолстого слоя мульчи не хватило, чтобы лишить сорняки сил. Пырей очень живо пробился и сквозь газеты, и сквозь лесную мульчу.
Первое важно открытие: те сорняки, которым всё же не удалось пробиться наверх, действительно ЧАХЛИ И ГНИЛИ. Когда я заглянул спустя неделю под газету с мульчой, я увидел (о чудо!), что многие сорняки лежали на земле, бледные, плохо развитые, без всяких сил. А второе открытие: в полуденную жару земля была ПРОХЛАДНОЙ и ВЛАЖНОЙ. Итак, принцип Курдюмова срабатывал, просто и ошеломительно. Можно было работать дальше.
На моих участочках отлично выросли горох, бобы, соя, подсолнухи. Эти растения оказались даже сильнее пырея, который пробился наверх из-под мульчи. Меня как раз не было 3 недели, уезжал в отпуск, но мои посадки не пострадали. То есть, хоть некоторые сорняки выжили и пробились, но, как в том анекдоте, здоровье у них все равно уже не то, что было. Правда, практически все пряные травы сгинули - тут пырей их победил. Значит, надо быть тщательней в отгораживании и затемнении участков.
Делал я ещё такой эксперимент: брал старую газету, срывал сорняки на небольшом пятачке и ложил туда газету, сверху присыпал землей. Посреди газеты делал маленькую дырочку, в этом месте делал пальцами небольшую лунку в земле, всовывал в землю семечку подсолнуха и заливал водой. Раза 2-3 полил - вырос подсолнух. Когда он был в высоту 20-30 см, вокруг - ни одного сорняка, я снимал с земли газету и давал ему расти дальше в среде догоняющих сорняков. Выросли хорошие подсолнушки, вкусные семечки.
Вывод: существует некоторая критическая точка затемнения, за которой практически безопасная зона - сорняки не поднимутся. В моём последнем примере: вчетверо сложенная газета и слой земли в 3-5 см оказался эффективным в течение приблизительно месяца. Я думаю, что для каждой среды сорняков существует свой критический уровень, и его легко узнать на опыте.
Впрочем, уже где-то в конце августа мне пришла мысль: а почему бы не использовать эту поразительную живучесть пырея. Ведь не враг же он земли, он просто эффективнее остальных скрепляет землю и хранит её от иссушающих лучей летнего солнца. Спасибо ему, пырею. Раз он такой хороший, он нам поможет вот в чём.
Пырей - сорняк-герой.
Меня всегда огорчало, когда я рыл ямки в земле: верхний слой в 15-20 см - это плотный слой корней пырея и других сорняков, между которыми находится песчаная земля, а под этим слоем - просто песок. Как мне кажется, довольно неплодородная землица. Как бы сделать слой освоенной корнями земли толще? Ведь тогда, затемняя, можно организовать больше гниющих корешков и, соответственно, водо- и воздуховодных каналов в почве.
Теперь представьте: выкапываем яму глубиной 30-40 см, слой пырея со стеблями и корнями (эти самые верхние 15-20 см) складываем в одну сторону, остальную землю - в другую. Затем слой пырея бросаем на дно и засыпаем опущенный пырей слоем земли, заведомо тоньшим, чем критический уровень, о котором я писал выше. Пырей, естественно, легко его пробивает и быстро осваивает территорию. А что если ещё раз засыпать участок землей? Подозреваю, что пырей повторит свой подвиг.
И вот тут, после второго подвига пырея, мы делаем коронный ход по-курдюмовски: берём и укрываем весь этот сэндвич плотным картоном или тряпками, достигая критического уровня затемнения. Угадайте, что будет. Правильно, слой земли, пропитанный перегнивающими стеблями и корнями сорняков, причём слой толще, чем в обычных условиях. Для верности (если вы сомневаетесь в силах своих сорняков) после очередной присыпки можете подсеять к сорнякам чего-нибудь (например, клевер, люцерну, кукурузу, горох, подсолнух). Что-нибудь обязательно взойдёт. Есть подозрение, что такой сендвич будет полезнее, чем естественный. А если ещё сюда бросить перепревшего компоста, то хочется кричать: «Весна, приди скорее, хочу сажать растения!»
Вышеописанную идею я пока проверил не до конца, потому что поздно дошёл до неё. Может быть, есть что-то поэффективнее, но, во всяком случае, я это обязательно попробую. Если кто-то ещё решит это попробовать, очень хотелось бы узнать от вас о результате.
Пермакультурить или не пермакультурить.
Здесь сделаю небольшое теоретическое отступление. Идеи, которые высказал Николай Иванович Курдюмов в своих книгах, в большой мере созидательные. Я надеюсь, что именно за созидательным и бережным земледелием, которое он описывает, будущее. Но я думаю, что к его идеям нужно подходить всё-таки творчески, осмысленно.
Вот он пишет об огородниках-органистах: земля вообще не пригодна для возделывания ценных овощей. Именно поэтому они создают слой богатой органики, в которой выращивают овощи с большой прибылью для себя. Я понимаю, что здесь он излагает крайнюю точку зрения узкого круга людей, и мне хочется здесь призвать вспомнить то, что говорила Анастасия: что хорошо бы растить овощи у себя в лесу, меж трав и деревьев, что именно земля чувствует прикосновения рук земледельцев, что некоторые сорняки помогают культурным растениям.
Мысль моя сводится к тому, что выращивая овощи с большой продуктивностью на обогащённых почвах или созданных почвенных слоях, надо не забывать о естественном, приземленном земледелии, образ которого так зажигает.
Хватит теории!
С большой радостью могу констатировать: на неудобренной земле (к тому времени перегной у меня ещё не созрел), на невспаханной земле, на земле, в которой остались все корни сорняков, на неплодородной с виду, как «моя, земле», можно вырастить прекрасные плоды. По крайней мере, гороха и семечек я наелся вдоволь. А какие вкусные молоденькие початки кукурузы, когда ешь их полностью, с качанами, в сыром виде! Мечта сладкоежки! И это с минимумом трудозатрат: прикрыл землю, подрезал близлежащие сорняки на раннем этапе развития растений - и кушай, пожалуйста!
Напоследок расскажу ещё один способ подготовки грядок по Курдюмову (с сидерацией).
Сапкой срубаю на участке все стебли сорняков, тщательно огораживаю участок вкопанными досками. Засыпаю участок слоем перегнившего навоза (он у меня наконец созрел). Сею семена: в одном случае смесь из люцерны, клевера, подсолнуха, кукурузы, гороха; в другом - озимую рожь.
Обильно поливаю, прикрываю тонким слоем скошенной травы. Дня через 3-4 слой травы снимаю - пусть росточки солнышком питаются. Через неделю другую имеем плотный зелёный ковер - сорняков не видать (подрезка, толстый слой перегноя и посаженные растения подавили их).
Срезаю всё это богатство (скажу честно, жалко было - уж больно красиво смотрится), укладываю на участок, накрываю старыми тряпками, присыпаю землёй. Весной вскрою. Кстати, в случае с озимой рожью после того, как я срезал ростки, я засыпал их вторым слоем перегноя и посеял рожь заново. Когда она подрастет, подрежу её и также укрою - пусть преет. В результате получается плодородный слой толще.
Медведь Роман.
Дата материала: 01 октября 2007Разместил(а): Вячеслав Богданов, 01 октября 2007, 00:00