Этот материал размещён в газете "Быть добру". Вы можете оформить подписку на печатный вариант газеты. Подписаться…
Извечна формула цельной человеческой судьбы: построить свой дом, родить наследника, вырастить дерево… Будем откровенны, при столь взвинченных ритмах жизни не всегда исполняется библейский завет. Причин — море разливанное. И немудрено спасовать перед первым же барьером. А потом, оправдывая свою инертность, проклинать дефолты и перевороты, кризисы и мздоимство чиновников… Но есть люди, которые не станут «прогибаться под изменчивый мир». Они не пленники устаревших ценностей и всегда готовы подсказать верный ориентир на запутанных перекрёстках. Об этих и других актуальных проблемах жизненного обустройства на просторах нашей страны мы говорим с полковником запаса, директором издательства «Родовые поселения» Сергеем Строевым, чьи наработки в осуществлении замысла «Родовые поместья» обретают всё больше сторонников в России и за её рубежами. В их числе немало и военнослужащих, пожелавших под финиш службы заполучить «крышу дома своего»…
— Сергей Викторович, когда впервые услышал о вашем проекте, то непроизвольно возникла аналогия с «дворянским гнездом». Всколыхнулась нежная память детской поры о ковыльной степи с соболиным отливом, светлых родниках и бескрайнем небе родной стороны…
— Думаю, это естественная реакция на предложение, от которого, выражаясь модным рекламным слоганом, «отказаться нельзя». Человек, как мне представляется, вне зависимости от возраста и порога терпимости к урбанизации, желает светлого, чистого единения с природой. Социологи подсказывают: доля желающих жить в экологически чистом месте, в собственном доме, только в московской округе зашкаливает за 40 процентов.
— Что же стоит за звучным термином — родовое поместье?
— По нашим представлениям, это своеобразный жилой комплекс: свой дом с зелёной изгородью, 1 гектар земли, сад. Здесь же — пруд, и обязательно должно быть родовое дерево — символ и вековой хранитель семейных традиций. Если развивать дальше мысль о символах, то родовое поместье видится мне частичкой большой Родины по имени Россия, где будут приумножаться духовные и материальные ценности. Даже психологически важно ощутить, что на этой земле ты не случайный прохожий и не гость, что «пришёл на один только вечер».
— И насколько успешно ваша идея «овладевает массами»?
— Вначале уточню существенную деталь. Сама идея возникла не без воздействия книг из серии «Звенящие кедры России» писателя В. Мегре. Что же касается общероссийского движения… Это миллионы людей. Примеров много. Так, в Сергиево-Посадском районе создаётся межрегиональный центр развития села «Родная земля». На юго-западе Владимирской области основано родовое поселение Родное, где несколько лет назад развернулось строительство родовых поместий с инфраструктурой, на основе самообеспечения и самодостаточности. Подобные «островки радости», как называют их новосёлы, есть в Калужской, Орловской, Ивановской областях… Региональные общественные организации землевладельцев подобного типа возникают в Новосибирске, Кузбассе, в Приморье, в Хабаровском крае…
— На вас обрушилась лавина информации?
— Не то слово. Звонки, письма, сообщения по Интернету, электронной почте. Вынуждены были через печать, специальный альманах обозначать координаты организаций, адреса по регионам, куда и где можно обратиться за помощью. Популярность идеи в масштабах 1/7 части планеты, на мой взгляд, легко объяснима. Что значит для человека, измотанного стрессами «бетонных ущелий», вдруг окунуться в благодатную атмосферу тишины, не опасаясь СО, полной грудью вдохнуть чистый воздух, ощутить под босыми ногами бархат молодой травы?
— Некоторые наши читатели могут с долей скепсиса воспринять романтический ореол. Ведь лексикон давно пополнился словами типа: подсобное хозяйство, клок земли с фанерной «хижиной дяди Тома», «дачное рабство»…
— Своеобразие жизни в родовом поместье очевидно. У нас почему-то так повелось: если имеешь дачу, то должен пахать почти до потери пульса. А если не роешься, как крот, на каждой грядке от зари и до зари, значит, плохой хозяин. Благословенные тёплые деньки вместо отдыха превращаются в пытку. Мы предлагаем, если можно так выразиться, иную философию. Всё должно быть в меру и без «конфликта интересов». Для этого есть «щадящие технологии» обработки почвы, скажем, по Фокину. Есть оригинальная энергосберегающая методика взращивания ягод, овощей по Счастливцеву… В итоге будет что и на летний стол поставить, и соленьями на зиму запастись досыта.
Жить можно и нужно по-другому. Не быть заложником надуманных правил, когда усердного «любителя природы» нередко спасает «скорая». Надо находить разумный баланс в единении с природой. Тогда появится время и для занятий с детворой, и для прогулок «под сенью ласковых берёз», и для солнечных ванн…
— Тогда ближе к делу. Допустим, я решил обрести землю, построить родовое поместье. Но за чей кошт все покупать, если, к примеру, в кармане пусто и перманентно, на манер Высоцкого, доводится хрипло вопрошать: «Где деньги, Зин»?
— Конечно, строительство поместья предполагается за счёт хозяев. Тщетно ждать манны небесной. Но, как показывает практика в различных регионах России, это не исключает привлечения спонсоров, льготного кредитования. Практикуется использование грантовых программ. Более того, многие главы местных администраций идут навстречу, облегчая налоговый оброк на землю хотя бы на первое время. Стараются привлекать инвесторов.
Ведь, если мыслить государственными категориями, речь идёт о программе, имеющей большое социально-экономическое, да и демографическое звучание для страны. Лозунг «возрождение России» ко многому обязывает.
— Недавно в СМИ промелькнула цифра в несколько млрд. рублей. Это долг перед военнослужащими, которые не обеспечены жильём по закону. Насколько ваши предложения вписываются в контекст озабоченностей правительства разрешить острейшую проблему?
— Я — бывший кадровый офицер и знаю, что такое уволиться без единого квадратного метра жилья. От надрыва, безысходности спивались многие талантливые люди. Уже тогда, лет десять назад, следовало серьёзно позаботиться о социальной адаптации человека, сдававшего боевой пост, круто менявшего образ жизни.
— В царской России служивому люду при выходе в отставку в зависимости от чина, ранга предоставлялись земельные наделы, крупное имение…
— О таком можно только мечтать. Хотя государство и сегодня могло бы, не скаредничая, давать землю, облегчать бремя постройки родового поместья. В стране сплошь и рядом опустевшие деревни. Простор, уютная гавань для пожелавших бросить семейный якорь, обзавестись хозяйством! И ещё. При увольнении военный человек получает выходное пособие. Кто бы спорил: не ахти какое внушительное, когда дыр в семейном бюджете в избытке. Но речь идёт о своём доме, о крыше над головой. И в этих целях, может, стоит взять землю, вложить в дело стартовый капитал?
— Не секрет, что известные мастера эстрады, иные «стилисты жизни» настроили кучу элитных особняков в Подмосковье. Площадь в несколько га, вишнёвый, не по чеховским меркам, сад и даже персональные пляжи… Стыдиться богатства, когда полстраны в нищете, увы, у нас не принято. Но скажите, Сергей Викторович, не на такую ли экзотику вы взываете равняться? Или учитываете дисгармонию, чтобы не охладить пыл прорабов родового гнезда?
— Бесспорно. Пусть для начала это будет более чем скромный дачный участок. Здесь важно психологически переломить ситуацию. Человек не должен быть рабом шести соток. Если угодно, можно создать «свой рай» и на одной сотке…
— Если эта сотка в раю?
— Я о тенденциях.
— Хорошо. А вы лоббируете на властных этажах свои предложения?
— Имеем сторонников большого полезного дела в Государственной Думе, СФ, среди научной, культурной интеллигенции. Один из них — доктор наук Виктор Яковлевич Медиков. С когортой своих помощников он тоже много делает, чтобы идея «родовых поместий» стала государственной программой.
— Реализацию своего проекта вы увязываете с переосмыслением людьми определённых ценностей, представлений, поднимаете вопрос об образовании экологически чистых пространств обитания. Не утопия ли считать, что бизнес при нашем-то диком капитализме откликнется на такое?
— Помните, казалось бы, наивный стишок? Речка, небо голубое. Это все моё, родное. Здесь живут мои друзья, это Родина моя. Но, оказывается, позабытый нынче экономист прав — бытие определяет сознание. Мы говорим о радости жизни и созидания на природе. О родовых поселениях. Но можно, конечно, поступать по-иному, вопреки здравому смыслу. И если для наглядности выбрать в поводыри, извините, свинью, то первая же остановка будет у помойки…
Сегодня нужны иные ориентиры. И я убеждён, что проект «малая родина — родовое поместье» мог бы стать частью общенациональной идеи, если хотите, послужить гармоничному соединению прав личности и элементов патриотизма. Это не книжный, вымученный в кабинетах тезис. Человек, с любовью построивший семейный дом на своём участке, не станет уродовать чистоту своего края. И в лихую годину будет защищать не какие-то абстрактные рубежи. Здесь его земля, его корни, дети. Его кровные токи. Любовь к Отчизне становится, я бы сказал, осязаемым понятием.
— Когда-то, восхищённый природой провинциального городка Плёс, художник Левитан написал другу: «В каждой травинке, в каждом облаке и в каждом гребне волжской воды я вижу Бога»…
— В землю надо влюбиться, действительно стереть случайные черты, чтобы увидеть: «мир прекрасен». Вот я сам — из городских. Призвался в армию. Окончил Академию имени Можайского. Потом служил в одном из управлений Генерального штаба. В начале 1990-х, когда все мы оказались на пороге крутых перемен, уволился в запас. У меня семья. Дети. Но вот второй год, вырываясь из каменных «джунглей», пытаюсь обживаться на новой земельной площадке, во Владимирской области. Есть свой дом, пруд. Всё, как и задумывалось. Никогда прежде не занимался пчеловодством. А тут стал разводить пчёл, поставил несколько ульев. В этом году уже качал мёд. Хотите, угощу, с чаем?