Этот материал размещён в газете "Быть добру". Вы можете оформить подписку на печатный вариант газеты. Подписаться…
Сегодняшнее лесоведение имеет все современные тенденции хозяйствования. Больше прибыли, меньший цикл воспроизводства. Почти не осталось девственных лесов, исчезают виды животных и растений. Если в недалёком прошлом дикие пчёлы были повсеместно, то теперь их не осталось. Где им жить, если нету вековых деревьев с огромными дуплами на месте выгнивших сучков? В производственных лесах произрастают быстрорастущие деревья. Если когда-то для каждой вещи использовали свой вид дерева, – лиственницу (укр.: модрину), тис, дуб, граб, бук, липу, – то сейчас, как правило, всё из сосны или пихты. Деревянные изделия быстро приходят в негодность ещё и по причине того, что не соблюдаются оптимальные строки рубки. На сплошных вырубках смывается плодородный слой, земля зарастает малиной, ежевикой, осинами, берёзками. Березняки и сосняки частое явление. Призвание быстрорастущих деревьев – занять свободное место, выступить в роли нянек основной лесообразующей породе, которая не спеша подрастает в тени и уйти. Если этого нет, резко повышается возможность поражения быстрорастущих лесов вредителями и огнём. В Карпатах сотни гектаров пихты (укр.: смерека) сохнут от корневой гнили по причине монокультуры. Даже в живых пихтовых лесах нет ни травинки. Земля устлана толстым ковром хвои, темно даже в солнечный день, стволы топорщат обломанные, засохшие ветки на уровне лица, и только высоко вверху зелёная шапка.
На своей земле я не сажал пихту, хотя это как бы символ Карпат, как калина для Украины, берёзка для России. Она очень быстро растёт, и через несколько лет из красивой маленькой ёлочки превращается в неэстетического гиганта. Хвойные надо однозначно, но не больше десятой части всех деревьев. Понятно, что в суровых условиях тайги, высокогорья их больше, так как они лучше переносят экстремальные условия, могут поглощать углекислый газ уже при температуре около ноля. И наоборот, чем ближе к югу и чем больше влаги, тем хвойных меньше, так как они менее эффективно взаимодействуют в кругооборотах энергии и вещества.
Из хвойных мы стараемся сажать медленнорастущие, долгоживущие виды, такие как кедр, можжевельник, тис ягодный. Обязательно всюду, как вкрапления зелени зимой хвойные деревья здорово поднимают настроение, сразу чувствуется, что всё это живое, просто уснуло до весны.
Из лиственных деревьев можно сажать все виды, но с последующей частичной вырубкой быстрорастущих деревьев. Они исполнили своё предназначение: давали тень для леса-сада, удобряли почву, были стройматериалом для хозяйственных построек и грели зимой. Быстрорастущие виды деревьев и вьющиеся лианы: плющ, хмель, как правило, имеют отрицательную энергетику. И это понятно: им надо занять пожарища и вырубки, поселиться на неблагоприятных почвах, на полях и лугах, вот они и пользуются общей биоэнергетикой, до которой могут дотянутся. Им просто мало энергии солнышка. Даже сосна забирает избыток энергии. Вещий Лес – это лес с преобладанием медленнорастущих, долгоживущих вековых деревьев, общая энергетическая составляющая которого положительная. Вот поэтому важно сажать всевозможные виды деревьев, создавать маленький ботанический сад. Да и если посмотреть через столетия, то от берёзок, ёлок, осинок, привитых фруктовых деревьев, кустарников посаженых сейчас, и следа не останется. А вот с яблоней лесной, грушей обыкновенной, черешней дикой, кедром, дубом будет общаться не одно поколение потомков. Какую энергетику будут иметь деревья, помнящие основателя рода? Что мы оставим после себя? Дом, который внуки разберут, или Родовую Рощу с тысячелетних красавцев?
Конечно, надо сажать всё, потому как долго ждать орешков от кедра, да и не привитые плодовые деревья плодоносят позже и меньше (зато живут дольше и веселей). Нужны все виды диких кустарников, для себя и для птиц, но не надо забывать и о величественных деревьях Русского Леса. И что, если жёлуди и буковые орешки не видовая еда для человека? Понятно, что основная еда - это фрукты, ягоды, травы. Но ведь можно зимой питаться и орехами лещины, кедра, мёдом, пыльцой. Эти продукты имеют много энергии, предназначены на зиму. Не промерзают, занимают мало места, не надо специальной постройки для хранения, заниматься консервированием в виде сушки, квашения, ферментации. При необходимости, можно даже вымачивать несколько дней жёлуди от дубильных веществ и есть.
Кстати, обязательно надо сажать деревья, которые дают сладкие плоды. Глюкоза – единственное топливо организма. Все остальные органические вещества, прежде чем дать энергию, должны быть расцеплены до глюкозы. Соответственно, природная глюкоза наиболее эффективна. Недаром детей тянет на сладкое. Устами младенца глаголет истина, но цивилизация использовала естественную тягу к сладкому для подмены на заводскую сахарозу – искусственный продукт, который для своего усвоения использует витамины и микроэлементы организма, истощая жизненную силу, давая только иллюзию энергии.
Есть возражения, что сажать надо то, что растёт у нас, а не рассаживать новые виды. Отвечаю, что когда-то видов было намного больше. Где европейский кедр, росший на обширной территории? Где тис ягодный, медвежий орех? Срубить легко, но есть ценные породы, которые восстанавливаются очень тяжело, пройдёт жизнь поколения, и можно говорить: у нас этого не было, нельзя сажать! А что было? Пшеница с осотом?! То, что наши предки по собственной прихоти рубили жизнеутверждающий плодоносящий Лес, чтобы на вырубке в буквальном смысле добывать хлеб потом и кровью – неправда!
На Закарпатье есть селение Солотвино, где добывали соль бывшего здесь моря. Сейчас шахты закрывают, земля проваливается, людей переселяют... Но я к тому, что если здесь было море, так мне что, одну ламинарию выращивать? На Земле ничто не стоит на месте. То похолодание, то потепление. Моря стают горами, горы – равнинами, леса – степями, степи – пустынями. Надо начинать обратный процесс озеленения, лес, неважно какой, тропический, умеренного пояса, тайга – наиболее природное состояние земли. Деревья удерживают влагу, предотвращают смыв и выветривание, дают органику – гумус, который есть единственная составляющая плодородия. Двухметровый слой чернозёма, и неважно, какая основа: скала, глина или песок. Под сенью деревьев свой мягкий микроклимат. И выпадает роса в подстилке, дающая воду в исток лесным ручейкам, даже если лето засушливое. В воздухе всегда есть влага, она и питает лес, а с ним и всё живое, а в то же время поле рядом выгорает. Почему не сажать субтропические деревья в том числе, если они у нас растут?
Все плоды и травы условно можно поделить на несколько категорий. Ядовитые (очень мало, наперечёт), лекарственные, безполезные в плане пищевой ценности и съедобные. Очень жёсткие стебли злаковых луговых трав безполезны, имеют эффект только механический. То же семена и зерно трав без обработки. У зерноядных птиц есть зоб – отдел пищевода, где семена предварительно набухают от слюны. У людей цельное зерно проходит как и косточка винограда, без изменений. То же грибы. Да, они имеют специфический вкус, но проходят по кишечнику как балласт. Нет ни одного животного (кроме личинок грибного комарика), которое питалось бы исключительно грибами. Белки делают запас, но как дополнение к желудям и орехам. В принципе, ядовитыми грибами звери лечатся. Грибы не растения, это отдельное царство. Они запасают гликоген – углеводород, который присущ только животным, они питаются только органикой, как и животные, у них могут развиться бактерии ботулизма, как на трупе. И если от гнилого яблока невозможно заболеть (да и никто не станет его кушать!), то старым съедобным грибом можно смертельно отравится. И напоследок о грибах. Они – Великие хранители Равновесия, как маги в фэнтэзийных рассказах. Они передают излишек одних веществ с одного края леса в другой опутав своими гифами корни деревьев, рассредоточивают элементы, в том числе тяжёлые металлы и радицию. Для чистой экологической обстановки это очень хорошо, так как помогает деревьям в лесу быть почти одинаковыми, хотя одни деревья могут «сидеть», условно говоря, на азоте, другие на кремнии, третьи на железе. Но в лесе, где активными соратниками по симбиозу выступают грибы нет признаков недостатка или избытка элементов. Конечно, сейчас, когда вдоль дорог свинец и всюду чёрная быль радиации, чему удивляться, что в плодовых телах грибов много ядов, а кабанье мясо наиболее радиоактивно в Европе, потому что те целенаправленно ищут трюфеля и другие грибы. Задание грибов – перераспределение веществ через грибницу и посредством накопления в плодовых телах. Ну и пусть себе занимаются.
Лекарственные плоды и травы – все горькие (алкалоиды, йод, желчегонные вещества, иногда цианиды) вяжущие и кислые (органические кислоты: щавелевая, лимонная, яблочная). Кислые помогают сразу всему телу: растворяют токсины, а горькие обладают избирательным действием. К лекарственным растениям относится грецкий орех, горький миндаль, вишня, калина, все незрелые плоды и ягоды, большинство поздних осенних ягод, большинство трав.
Съедобные – сладкие фрукты и ягоды, не горькие орехи, мёд, цветочная пыльца. Вот в этом направлении и надо думать. Надо понимать, что вокруг нас такое «изобилие» плодовых деревьев, по двум причинам: чтобы никто не засомневался, что человек должен жить на макаронах, на не на вкуснятине, которая висит во-о-он с того дерева; как природное лекарственное средство от последствий «традиционной» еды. Действительно, кислые и горькие продукты как бы компенсируют излишнюю токсичность общепринятой еды. И, если дети отдают предпочтение сладкому, то по мере взросления большинство не осознавая переходит на алкоголь, чеснок, лук, перец, уксус, кислые яблоки как противовес крахмалистой, бедной на жизненную силу пище. Понятно, что такому человеку трудно есть сладкие плоды: они усиливают брожение, болезненное состояние. Но для чистого тела сладкие фрукты и ягоды – амброзия, нектар богов! Бедуины до сих пор совершают многодневные переходы по пустыне на горсти фиников в день. А римские легионеры покорили пол мира, питаясь раз в день финиками и инжиром. Да, у нас финиковая пальма не растёт, но есть китайский финик унаби, или жожоба (ююба), у наших знакомых есть позитивные опыты выращивания плодов инжира (смоковницы, фиги). У нас уже растёт деревцо. Можно сажать изюмные сорта винограда, абрикос обязательно, белую шелковицу, дикую черешню, сладкие сливы, сахарный клён. В степи и полупустыне – арбузы и дыни, финики и инжир, для более северных широт летние лесные ягоды и продукция пчеловодства! А по правде – есть очень много растений, дающих замечательные плоды, надо только изучать, хотеть пусть не сразу, но потом, иметь всё своё вкусное, свежее, сладкое, без изнурительной работы, когда нету времени для развития, без хлева, злакового поля, даже без овощей. Только плодоносящий Лес-Сад с дикими травами между деревьями.
У меня сейчас третье детство. Первое было моим собственным, второе старшей дочери. Третье я делю с меньшей. Когда ещё можно наблюдать с Зорянкой на руках, учится у Природы без угрызений совести за то, что бездельничаю? Я учу, показываю, но я постигаю и сам то, что упустил давным-давно, невзирая на длинные походы по буковым лесам, многочасовые вылазки на речку, ночёвки в горах, купания в прудах. Я благодарен своим родителям за своё беззаботное детство, за трёхмесячные каникулы у дедушки и бабушки вместе с двоюродными братом и сестрой в горном селе. Ночёвки на сеновале, выпас коров и заготовка сена, земляника, десяток диких черешен в лесу, сыроежки и лисички, буковые (боровики) и лесковые (подберёзовики) вечерние пробежки на ферму, старые традиции, приметы и суеверия, с которых я, каюсь, втихаря смеялся. Всё это частично формировало моё мировоззрение, и я так же отношусь к своим детям, больше, я родительской волей направляю их мысль на Природу. Мы сами спотыкались во тьме, искали нить истины, было непринятие существующего положения и непонимание, оскорбления и угрозы. Конечно, всё равно есть молчаливые результаты, когда родственники, смотря на нас, перестают колоться лекарствами, переходят на более естественную еду, берут у нас разные плодовые саженцы, листья и плоды шелковицы, виноград, грецкие орехи. А взамен и дать почти нечего, кроме лесных саженцев, бывших колхозных яблок и лесных орехов, да и то сам заготавливаю…
Я пишу Родовую Книгу, озвучиваю свои намерения, фиксирую их в виде записей. Ещё не научился читать светлые мысли из пространства, ну ничего, раз есть такое изобретение, как письменность, надо им воспользоваться во благо. Напоследок, стих для дочерей, распечатанный и прикреплённый на стенку: