На сельских территориях страны появилось уже около 400 новых населенных пунктов, состоящих из родовых поместий, на разной стадии развития – их строят горожане, которые хотят жить ближе к природе, развивать свои экопроизводства. Но отсутствие законодательных основ для агломераций нового типа и неумение жителей и местных властей договориться приводят к тому, что поместья имеют полулегальный статус, а порой попадают под снос. Должна быть долгосрочная стратегия развития сельских территорий, чтобы и граждане, и власти знали, где и что будет развиваться, считают участники экспертного совещания, организованного на площадке ОНФ.
«Развитие сельских территорий – это магистральная тема Народного фронта. Немало идей предложили участники декабрьского «Форума Действий». Эти предложения легли в основу сразу нескольких поручений председателя правительства РФ. Поручения касаются возможности разрешить строить индивидуальное жилье на землях сельхозназначения и распространить на всю территорию страны практику выделения гражданам бесплатного гектара земли с правом наследования. Наша задача – выработать предложения для правительства по эффективному развитию сельских агломераций нового типа. Пока же у нас такая ситуация – земли много, а получить ее сложно», – сказала член Центрального штаба ОНФ, руководитель Российского союза сельской молодежи Юлия Оглоблина.
Попытки возродить пустеющие села силами государства заметных результатов не дали. Зато частная инициатива граждан уже привела к появлению в стране сотен так называемых родовых поместий.
Инициатива по созданию агломераций нового типа в российском селе пошла от горожан. Сейчас на сельских территориях в 54 регионах страны самоорганизовалось около 400 поселений, в которых более 10 тыс. семей обрабатывают землю, содержат животных, развивают инфраструктуру и таким образом формируют новые пространства на сельских территориях.
Координатор проекта развития родовых поместий Александр Самохин рассказал, что поместье – это участок земли в один гектар или чуть более с домом для постоянного проживания, садом, лесом, водоемом, где живет семья. Несколько поместий образуют поселение со своей инфраструктурой – дорогами, школой и т.д. На территории таких поселений ведется органическое земледелие, имеются экологически чистые производства.
«Агломерации нового типа, в моем представлении, – это как раз механизм для городских жителей, которые имеют небольшой достаток и могут себе позволить развивать свой гектар земли, вести к нему коммуникации. К слову, отсутствие какой-либо инфраструктуры – один из недостатков проекта «Дальневосточный гектар», принцип которого (бесплатное выделение желающим гектара земли в пользование) мы предлагаем распространить на всю страну», – отметила представитель проекта «Малая родина – родовое поместье» в Иркутской области Мария Пельменева.
Участники встречи согласились с тем, что необходимо масштабировать эту программу на всю территорию России и дать гражданам возможность создавать не просто жилье, а формировать свою «малую родину». А чтобы снять риски спекуляций и массовой застройки этих участков коммерческим жильем, по мнению экспертов, надо предоставлять землю без права продажи, а только с правом передачи по наследству.
Однако переселенцы сталкиваются не только с отсутствием коммуникаций, но и с другими проблемами – пока нет возможности зарегистрировать жилой дом, построенный на земле сельхозназначения, поселения не могут получить статус населенных пунктов. Нередки и конфликты с местными властями, которые порой заканчиваются сносом поместий.
Создатель родового поместья Кирилл Сулягин из Ярославской области сообщил, что в его регионе существует 17 поселений. И все они вынужденно создавались с использованием лазеек в законодательстве. Где-то использовали закон о дачных некоммерческих партнерствах, где-то – о крестьянских (фермерских) кооперативах, где-то – о личном подсобном хозяйстве. Но на деле это поселения родовых поместий.
«Пришла пора дать этим поселениям возможность развиваться по одной структуре. Будет ли это отдельный закон о родовых поместьях или появится новая категория земель – земли сельхозназначения для создания родового поместья. А пока люди не могут узаконить дом на своей земле. Регистрируют его как помещение для сборки урожая», – сказал Кирилл Сулягин.
Участники экспертного совещания сошлись во мнении, что тема взаимодействия поселенцев с органами власти – это дорога с двусторонним движением.
«Нельзя допускать, чтобы отдельные чиновники сами определяли исходя из личной выгоды, где граждане могут развивать родовое поместье, а где – нет. Должна быть долгосрочная стратегия развития сельских территорий страны, чтобы и граждане, желающие получить землю, и местные власти знали, где и что будет развиваться. Чтобы не получалось так, что люди создали родовое поместье, экоферму, агротуристическую базу, а потом выяснилось, что на этом месте по планам региональной власти будет полигон ТБО или свинокомплекс. Всем заинтересованным сторонам нужно обсудить и определиться, где эффективнее развивать промышленное агропроизводство, где – малый бизнес, где обеспечить развитие агломерации нового типа», – сказал член регионального штаба ОНФ в Республике Башкортостан, депутат Госдумы Ильдар Бикбаев.
Эксперты Народного фронта подчеркнули, что речь не идет о том, чтобы застроить все сельские территории родовыми поместьями. Но поместья – реальный индикатор существующих проблем. И решив их, государство сможет автоматически решить проблемы всех тех, кто планирует связать свою жизнь с селом.
В подтверждение этих слов председатель Ассоциации фермеров Республики Бурятия Баир Бальжиров рассказал, что в Сибири активно развивается фермерство, и для него характерны те же проблемы, что и для родовых поместий. При этом фермерство – масштабный процесс, который формирует очень выгодный для государства тип расселения по территории Сибири.
«У нас пастбищное скотоводство, люди идут в степь и строят там фермы-хутора. У нас нет проблем с тем, чтобы дома фермеров сносили. Но они имеют статус жилых помещений животноводов при животноводческом комплексе. И для нас тоже важно, чтобы их признали жилыми домами, а поселения получили статус населенных пунктов. Ведь в нашем понимании деревенская агломерация – это село со школой, амбулаторией, почтой, клубом, магазинами. И здесь же уже должна появиться переработка продукции, которой занимаются фермеры. В нашем случае это молочный цех. А вокруг этого центра будут располагаться хутора», – отметил Бальжиров.
Пока статистика по-прежнему показывает угасание сельских территорий. Причин этому много – они носят и экономический, и социальный характер. И без пристального внимания к пространственному развитию страны, без долгосрочной стратегии такого развития в этом направлении не продвинуться, уверены эксперты.