В основе концепции - участок земли, площадью от одного до трех гектаров, принадлежащий одному человеку или семье, на нем проживающей. Сады, огороды и даже леса поблизости высаживают первые жители поселения, а передаются родовые поместья по наследству. В родовых поместьях применяются экологически чистые технологии, присутствует осознанный минимализм и кооперация между людьми для эффективного использования природных ресурсов.
Что это - забота о здоровье и экологии, а может быть, новая секта? О том, что же такое родовое поместье, почему ученые и писатели покидают города, а местные чиновники и слышать ничего не хотят о праве на гектары, рассказала «МИР 24» создательница стартапа родового поместья в Астраханской области Екатерина Иноземцева.
«Идея родового поместья впервые была описана в книге российского писателя Владимира Мигре в 1995 году. Он уехал в сибирскую глубинку, где встретил девушку, которая вместе с группой других людей жила в лесу. Она рассказала ему свою идею будущего России, которая сегодня нашла отклик в сердцах многих людей. Сейчас насчитывается 350 поселений в России и ближнем зарубежье. Идея родового поместья заключается в автономности человека. Он возвращается в естественную среду обитания, но не дикую, типа жизни в землянках, а просто не зависит от социальных и государственных факторов», - сказала она.
Сторонники родового поместья верят, что на заложенном фундаменте природа сможет развиваться в дальнейшем без человеческого вмешательства, а значит, повысится качество продуктов.
«Жители родовых поместий — вегетарианцы. Для нас важно повышение качества продуктов. То, что сейчас продается на российских прилавках – это ужасно. Особенно то, что все больше становится продуктов с ГМО. Это не только изменяет геном, но и сказывается на потомках. В родовых поместьях заложена своя инфраструктура, в дальнейшем будут открываться свои школы, больницы, которые будут соответствовать экологическим факторам», - сказала Иноземцева.
Сейчас родовые поместья официально считаются эко-поселениями, но активисты, объединившись в «Родную партию», ссылаясь на успех дальневосточного гектара, уверены, что смогут получить официальный статус, а вместе с ним землю на особых условиях – не фермерских.
«Я сейчас занимаюсь созданием родового поместья в Астраханской области. Это степь, и с землей тут, в принципе, проблемы. Плюс ее еще невозможно получить: нужно встать на учет, ждать пять лет и только после этого можно получить землю в свободное пользование в качестве фермера. Но дело в том, что мы категорически от них отличаемся. Фермер – это человек, который используют землю, он не заботится о ней. Как только она перестает приносить ему свои блага, он меняет ее на новую. В существующих родовых поместьях только ручной труд, многие уже продают свою продукцию ,и она, кстати, очень дорогостоящая, а раскупается быстро», - добавила Екатерина.
Иноземцева уверяет, что жители родовых поместий – это не «крестьяне с вилами», а прогрессивные слои населения, которые поняли, что вместо того, чтобы надеяться на административный аппарат, надо строить комфортную жизнь самостоятельно. Например, успешное поселение организовала супружеская пара ученых в Краснодарской области. Поддерживают идею родовых поместий, как оказалось, и в МГУ им. Ломоносова, совсем скоро там пройдет Международная конференция «Роль и условия развития «Родовых поместий» в социально-экономическом преобразовании России».
«Окупаемость страртапа, например, в Астраханской области составляет всего два-три года. В начале сырье для производства можно докупать у сторонних эко-производителей для последующей переработки и продажи, плюс линию продуктов дополнит сырье из поселений, в которых нет сильных лидеров-организаторов, и они хотят сотрудничать. Вся продукция на территории поселения продается под единым брендом через собственную сеть. Сначала это интернет-магазин и одна физическая точка, плюс фермерские ярмарки. 30-40% прибыли будут идти на поддержание и развитие производственной линии, остальные деньги непосредственно в семью», - говорит Екатерина Иноземцева.
Предприниматель отмечает, что уже достаточно семей, желающих переехать в поселение в Астраханской области.
КОММУНЫ, ЭКО-ПОСЕЛЕНИЯ И УТОПИЧЕСКИЕ ГОРОДА, УСПЕШНО СУЩЕСТВУЮЩИЕ В МИРЕ
Сама по себе идея альтернативных форм государственного управления не нова. В мире есть достаточно утопических городов, коммун и эко-поселений, которым удается не только существовать, но даже самостоятельно выдавать паспорта.
«СКОРЕЙГ», ШОТЛАНДИЯ
В 1960 году Алан Буш дал объявление о том, что ищет соседей для основания коммуны, которая будет жить по принципам гармонии с природой и стихией. Энергию там получают с помощью ветряков и солнечных батарей, а пищу выращивают самостоятельно и только органическую. Спустя полвека в коммуне живет 80 человек, из них пятеро детей. Они учатся в начальной школе, и чтобы в нее попасть, ежедневно проходят 7 километров в одну сторону, либо вместе со взрослыми переплывают озеро на лодке. В Скорейге проходит ежегодный международный фестиваль, посвященный уединенной жизни и «зеленой энергии».
«ХРИСТИАНИЯ», КОПЕНГАГЕН, ДАНИЯ
В Копенгагене уже 45 лет существует отдельный город «Христиания», которому удалось добиться полуавтономии от датского правительства. Граждане могут выкупать землю в городе ниже себестоимости.
Идеология жизни – отсутствие насилия и воровства, запрет на пользование автомобилями и фотоаппаратами. Именно там начали пользоваться трехколесными велосипедами с большой корзиной спереди, которые быстро стали иконой мирового дизайна.
NSK, СЛОВЕНИЯ
В 1984 году словенская группа Laibach, театр Scipion Nasice Sisters и группа художников Irwin образовали неформальную творческую организацию NSK, которое в 1991 году создало настоящее виртуальное государство. Они разработали паспорта, марки, государственную символику и даже собственные посольства.
Чтобы стать «гражданином» NSK, нужно сделать фотографию, заполнить анкету и заплатить госпошлину на сайте посольства.
ЗАМОК ЛОРИСТОН, ШОТЛАНДИЯ
В 1972 году 18 человек создали ретрит в эдвардианском поместье с прилегающей территорией в 135 арков. Члены коммуны отремонтировали замок, высадили деревья, разбили грядки, развели скот и организовали пасеку.
Все, что потребляют жители, они производят сами, а электричество получают из водных ресурсов на территории. Жители коммуны иногда приглашают к себе волонтеров, которые, правда, проходят очень жесткий отбор.
Чтобы стать членом ретрита, нужно доказать свою лояльность усердной работой на территории и частыми визитами.
Фото и прочие материалы предоставлены Екатериной Иноземцевой
Екатерина Дегтерева