Этот материал размещён в газете "Родовое поместье". Вы можете оформить подписку на печатный вариант газеты. Подписаться…
Продолжение. Начало в газете «Родовое поместье» №7(79) 2016 г. (издано в газете «Быть добру» №7(127) 2016 г.)
А теперь, чтобы сэкономить наши время и нервы, я прошу уже авторов-садистов представить себя жителем дома-дерева и пережить с миллионами живых, ни в чём не виноватых маленьких существ, полное разрушение лопатами и плугами подвальных жилых помещений, т.е. дёрна, транспортных артерий, грибниц, червей, питающих корней... На следующем фото №20 вы видите заботливо приготовленную деревом еду для червей на всю зиму и одновременно третью линию обороны от морозов в виде опавшей, гниющей с выделением тепла, листвы.
(фото 4.)
Надеюсь, увидели и прекратите впредь обрекать вечно усталых россиян-дачников на каторжный труд и советовать жителям большей части суровой России уничтожать дёрн, а затем, чего вы по недомыслию не знаете, и ослабевшие из-за этого деревья. Дёрн (крыша почвы-подвала) – неприкосновенен! Пока напоминаю только одно из его главных предназначений – спасти корни деревьев и всю живность в бесснежные зимы от мороза.
(фото 5.)
Корни и листовой аппарат, имея специальное устройство, расположение и программу, кроме других задач регулируют водный режим в подвальном помещении-почве. Особенно это важно в осенний период, когда дерево в проливные дожди и из-за усердного искусственного полива не может сбросить листву, лихорадочно испаряя лишнюю губительную влагу и не успевая нормально уйти в зиму полностью уснувшим. А если избыточный (т. н. «подзимний») полив производится после сброса листвы, то налицо следующий: «освящённый веками», навязываемый как обязательный, «подзимний полив» после сырой осени просто разорвёт ткани деревьев в морозы, и его пропаганда должна быть ограничена рамками здравого смысла.
И в продолжение темы вернёмся к фото № 18. В противовес моим утверждениям в печатных изданиях процветает вакханалия по «научной» обоснованности уничтожения части кроны с целью «прореживания», «осветления», «улучшения», придания строгих геометрических форм, «таганрогских лодочек» и просто – для «красоты».
Этому посвящены тысячи публикаций – от просто статей до добротных книг с сотнями фотографий и рисунков с виду красивых «рациональных» крон, а на деле – живыми дровами, изуродованными и, вследствие этого, бессильными перед морозами и не выполняющими ни одну из навязанных функций, так как деревья продолжают рост и обречены на ежегодную «баранью стрижку».
Невозможно вырастить процветающий сад там, где никогда не росли древовидные дикоросы. Для иллюстрации фото № 22 – красивая поляна и красивый лес.
(фото 6.)
Лес трогать нельзя, и сад будет посажен там, где никогда не рос лес, подчёркиваю, лиственный, родственный нашим плодовым деревьям, лес. Увы, какая бы ни была красивая поляна, но если она – не бывший лес, то это и не будущий сад, точнее, будущий сад с короткой биографией.
А теперь посмотрите на фото № 23.
(фото 7.)
Вы видите только дремучий лес, точнее, тайгу и церковь. Но глаза вас обманывают. Это ракурс такой. На самом деле, вокруг церкви – сотни домов и прекрасных садов. Левее – мой Красный Хутор.
Но даже там вы найдёте улицы, где всё гибнет из-за близости грунтовых вод. А чтобы этого не случилось у вас, следующим советом будет: любой будущий сад начинается с колодца или скважины и промера – сколько метров до воды. И хорошо, если грунтовые воды обнаружатся именно на глубине 6-10 метров.
Поэтому, во избежание ошибок и для полной ясности, мы познакомимся с корнями плодовых деревьев. А для этого ещё один, противоречащий всему, что вы читали ранее: корни всех видов, всех сортов и вообще всех деревьев на земле разные и не повторяют друг друга, как и крона.
А за ним следует ещё один важнейший: корни, как часть живого организма, наиболее мобильны, и дерево, не сходя с места, корнями (ногами) движется в направлении условий «наибольшего благоприятствования». Вопрос: а оно надо нам, садоводам-любителям, знать, что там делается под землёй!?
Давайте проверим мои наблюдения и практику – не пригодится, точнее, не поверите в серьёзность темы – будете выращивать... цветы.
Ну, что ж, давайте знакомиться в нашими сибирскими чудесами. Фото № 27.
Я обнаружил это огромное дерево – «дикую ягодную яблоню Сибирку» – возле больницы в п. Майна. И... возликовал – это фото прекрасно проиллюстрирует проблему корней. Даже не выкапывая или не просвечивая землю «рентгеном», можно догадаться, что ей лет сорок, и она выросла из семечка, корни ушли за эти годы в землю на десяток и более метров. И... давно бы погибла, расти она ближе к реке, где до грунтовых вод 2-3 метра.
Что же, всё так безнадёжно для части посёлка?
На планете существует множество видов растений, в т. ч. плодовых, которые прекрасно приспособились к жизни в районах с высоко расположенными грунтовыми водами, с гарантией уничтожающими высокорослые деревья с ярковыраженным мощным центральным корнем. Это, так называемые «корневые», «прикорневые» отводки, что не исключает их размножение семенами, но делает виды с такими талантами, поистине, бессмертными.
Представьте себе – глобальный катаклизм, лютый холод и полное отсутствие цветения и семян в течение многих, многих лет. А им «хоть бы хны», расползаются как ни в чём не бывало – с десятками тысяч яблонь-сибирок на нескольких гектарах на месте сгоревшего сада культурных яблонь...
Ура, скажут мои последователи, выход найден!!! И яблони, ведущие свой род от сортообразцов, не имеющих центрального корня в принципе, распространятся там, где до того была полная безнадёга с вымоканием корней. Вот какие же у них замечательные «горизонтальные» корни и никаких следов центрального (вертикального) корня. Фото № 30.
Мой сын, Сергей Валерьевич, выкапывает готовые подвои «сибирки» прямо в тайге – для плодопитомника.
Зато есть пуповина, соединяющая единицы, десятки и, в конечном счёте, сотни саженцев с материнским деревом, имеющим центральный корень. Ну, а отводки, как вы теперь понимаете – «ноги» дерева-патриарха, точнее, «матриарха», шагающие в сторону наиболее «сытого» места. Прикорневые отводки являются самостоятельной культурой со своими характеристиками (отличными от сеянцев), главной из которых является «взрослость», а точнее, полное отсутствие ювенильного периода (детства).
Ну и что, скажете вы? А то, что мы имеем возможность прививать на однолетнее, но взрослое дерево – ветку (черенок) взять с привитого (культурного) дерева и получить достаточно быстрый результат. Затем следует сильнейшая обрезка-укорачивание – ради низкоштамбовой, защищённой снегом формы скелета. И ранний урожай – гарантирован.
Прикорневые отводки – раннее плодоношение, компактная крона, которой частично передаётся «карликовость» подвоя, но, короткий срок жизни – до одичания или гибели 30-40 лет, так как отсутствует срок взросления. И касается это не только яблонь, имеющих варианты развития и семенное и прикорневое, но и вишен, и слив.
Как рос на старом месте саженец, и его с севера обжигал ветер, а с юга – солнце, так и на новом месте он должен быть посажен.
Вспомните, как в школе нас учили не теряться в лесу и определять – север там, где годовые кольца имеют сужение. А ведь это – практичный пример защитной реакции от холода. И каково будет дереву, если его посадить наоборот, «тёплым», незакаленным боком.
Какие ещё виды плодовых древовидных растений обладают свойством давать отводки от корней и радовать ранними урожаями, будучи привитыми и не привитыми? Древовидная вишня.
Единственная возможность выбрать наверняка самоплодный, с гарантией плодоносящий в будущем саженец – это не растить «долгоиграющий» саженец-сеянец, а взять готовый отводок вот от такой неприхотливейшей для Сибири плодовитой кустарниковой вишни Степная. И распространяется этот совет на дающие прикорневые отводки яблони и вишни, ещё и сливы.
Видимо, они выходцы из влажных мест и, в отличие от того же абрикоса, дающего мощный центральный корень, корень слив вполне компактнен, и отводки даёт, и тоже даёт шанс садоводам с близкими грунтовыми водами.
Только тот саженец имеет право (возможность) на длинную процветающую жизнь, который начинался с семени и никогда не пересаживался.
Любой пересаженый саженец с обрубком центрального корня – это натуральный «инвалид детства». Компромисс допустим только для корнесобственных яблонь, слив и вишен – для мест с близким расположением грунтовых вод.
Конечно же, производителей и продавцов саженцев раздражают мои аргументированные призывы не покупать, а выращивать на месте. Вот и нажил недругов. Но я вовсе не хотел подрывать их (и свою!) торговлю специально. Просто мне хватило школьного учебника, чтобы понять разницу между растущими на месте и пересаженными саженцами. Чем глубже под землю уходит центральный корень-насос, тем более насыщенный солями и минералами и более незамерзающий раствор достаётся кроне. А если вся корневая система находится в промёрзшем слое? Неужели надо кончать ВУЗ по профессии химика, чтобы это понять. Ну, и что «антинаучного» в этой и других моих фразах? А мы, оказывается, должны специально (литературные источники) или вынужденно (при пересадке) его отрезать в первом случае или обрубить во втором случае. Поверьте – это, что мужику «серпом …» Естественно, кое-кого злит, что я называю пересаженные деревья «инвалидами детства». Нет уж, лучше горькая правда.
Никакими ухищрениями, в том числе, пыточными (пересадки, обрезка, обильные поливы, удушение проволокой, обдирание коры, обрубание корней, обильные подкормки, создание искусственной среды обитания), невозможно получить урожай за все годы жизни больший, чем он заложен в программе развития дерева ещё в момент зачатия.
И наоборот, любое искусственное вмешательство в жизнь дерева уменьшает суммарный результат (урожай), здоровье и срок жизни дерева.
Именно издевательства над живым организмом дерева и попытка его (дерева) не спастись, а дать семена для продления рода и, внимание(!!!), поневоле для садовода – плоды, и навели южных садоводов, у которых деревья сразу не умирали, к мысли, что им всё можно. А в Северной России любая рана не заживает до конца, инфицируется, становится открытыми воротами для грибов и мороза.
Вот заголовок статьи из газеты «Сады Сибири» – «Отрежем всё лишнее». (???!!! – В. Ж.). Кладу валидол под язык и рассуждаю.
Миллиард лет природа выращивала деревья в самых жёстких, невыносимых условиях. И достигла в этом совершенства. Но современное садоводство, которому всего-то сотня-две лет отроду, вздумало (!!!) «улучшить» деревья с помощью пилы и секатора. Результат бездумного подражания «научным» приёмам – гибель или болезни миллионов деревьев на всей территории России. Не верите? Сейчас поверите.
«Пикировка» – уничтожение центрального корня.
Немного повторюсь, настолько это важно. Ещё из школы я вынес знание о том, что чем глубже располагаются подпочвенные воды, тем сильнее они насыщены солями и минералами. А ещё я в школе узнал, что чем больше вода ими насыщена, тем при более низкой температуре замерзает.
Но природа узнала об этом ещё сотни миллионов лет назад. А «троечники» об этом так никогда и не узнали, но сели писать… учебники. Важнейший орган – центральный корень – и обеспечивает крону незамерзающим раствором! Я его называю «природным антифризом».
Даже не подозревая об этом, уже «двоечники от науки» учат, что нужно пожертвовать центральным корнем (научный термин – «пикировка») ради стимулирования роста пышных боковых корней.
Сейчас, когда я, сибиряк, пишу эту главу, на улице мороз 39 град. Цельсия (29 декабря) и чёрная бесснежная земля. За свой сад я спокоен. Там мощный травяной покров из травы «полевицы побегоносной». А агроприём «пикировка» пришёл из южных стран, где зимой играют в футбол на зелёных газонах.
Изуверы природу не обманут. Дерево поболеет и отрастит себе центральный корень из одного из боковых корней. Если успеет, потеряв на это несколько лет и проведя их в промёрзшем слое земли.
Дренаж. Изобретатели «дренажа» – непроницаемого дна посадочной ямы из камней, гальки, крупного песка, керамзита и т. д. преследует вроде бы благую цель – изменить свойства почвы. Ну, а чего они добиваются на самом деле, вы видите на фото ниже. А на нём – поневоле изувеченный уродливый центральный корень, вынужденный расти в сторону в поисках мягкой почвы. Это чтобы выполнить своё предназначение и устремиться вниз, опять же – если успеет!