Этот материал размещён в газете "Родовое поместье". Вы можете оформить подписку на печатный вариант газеты. Подписаться…
Сейчас существует очень много вариантов конструкций ульев и систем содержания пчёл в них. Наверное, каждый пасечник задумывался над тем, какую конструкцию улья выбрать, или что бы в ней ещё усовершенствовать. Задумывался и я.
Так какая же конструкция улья и система пчеловодства лучшая? Сразу возникает вопрос - лучшая для кого? Для пчёл или для пасечника? В идеале, эта конструкция и система должны быть максимально удобны и для пчёл и для пасечника. Удобства пчёл - лёгкая зимовка, защита от естественных врагов, хорошие условия для развития и размножения и чтобы пасечник не слишком доставал :). Удобства пасечника - минимум трудозатрат, максимум товарного мёда хорошего качества и чтобы пчёлы не очень жалили :).
С рамочными ульями экспериментировал ещё мой дед. Он для своей пасеки выбрал лежаки с магазинными надставками. Я стал думать дальше. Магазинная надставка на зиму снимается. Это очевидное неудобство пчёлам - зимнему клубу некуда подниматься. К тому же он компактный, и ему не нужна такая ширина улья.
Мне представилась конструкция многокорпусного улья в виде пирамиды или колокола. Каждый верхний корпус такого улья чуть меньше нижнего. Но как это осуществить на практике я пока не знал. Нужны были эксперименты. Каковы же были мои удивление и радость, когда в работах нашего знаменитого украинского пасечника Витвицкого (ещё начала девятнадцатого века) я нашёл конструкцию колокольного улья.
Между прочим, его улей - безрамочный. По большому счёту, во всех вариантах рамочных ульев не соблюдается принцип минимума трудозатрат. Нужно изготавливать и постоянно переставлять рамки. Для пчёл это тоже неудобство и грубое вмешательство в их жизнь. Я не буду тут расписывать все достоинства и недостатки рамочной и безрамочной технологий. Предлагаю сосредоточиться на главном и совершить небольшой экскурс в историю.
Считается, что первый рамочный улей изобрел наш земляк, уроженец Конотопского уезда Пётр Прокопович. Первый втулочный улей Прокоповича был достаточно удобен для пчёл и похож на борть. Произошло это в начале девятнадцатого века. С этого времени рамочное пчеловодство начало развиваться, но ещё в первой половине двадцатого века рамочные ульи были в меньшинстве. То есть технология, которой сегодня практически нет альтернативы, получила широкое распространение меньше века назад.
Переход на рамочную технологию называют революцией в пчеловодстве. Основной аргумент сторонников этой технологии - раньше, чтобы извлечь мёд из колоды пчёл закуривали. Но закуривали пчёл только нетерпеливые и жадные пчеловоды. Пчёлы живут в колоде в среднем 3-5 лет. За это время всё пространство колоды заполняется сотами с мёдом, ячейки сот становятся слишком узкими для выведения потомства и пчелиный рой слетает в пустую колоду. Если у человека стоит 10 колод, то каждый год это 2-3 колоды покинутых пчёлами и полных мёда (100-150 кг). Их остаётся только вскрыть, забрать мёд - и семья на год мёдом обеспечена, ещё и излишки есть. А при такой технологии, когда почти ничего не нужно делать, содержание даже 1000 колод - не проблема.
Значит. колодное пчеловодство было не так и плохо? А что было до него. Второй или первой, если по хронологии, революцией в пчеловодстве был собственно переход от бортничества к приусадебному колодному пчеловодству. Причиной этому называют сокращение количества лесов. Где же пчёлам лучше - в борти в живом дереве или в колоде на пасеке? Процитируем того же Витвицкого.
"Борть делается в живом дереве или рукою человека, или приготовляется самою Природою. В живом дереве, по его свойству, пчела летом не терпит зноя, а зимою холода, в такой мере, как в сухом, не могущем противиться изменением воздуха. А поэтому борть, составляя выгодное для пчёл жилище, защищённое корою и собственными ближайшими ветвями древа, в котором обращается жизненный сок, гораздо ей удобнее и здоровее, нежели улей мёртвый, уединённый и в открытом поле ничем не защищенный, в обыкновенных наших пчельниках. Довольно было бы и одной сей причины постепенного истощения пчёл в ульях и побуждения роёв к побегам из домовых пасек; ибо пчела невольница человека, по-видимому, предчувствует свою будущую участь, от его распоряжений противных её Природе, которая действует везде совокупно и дружелюбно для одной высокой цели".
Понятно, что для пчелы лучше всего её естественное жилище в живом дереве. А для человека? Представьте себе такую картину - человек гуляет по лесу, по своим угодьям и дышит свежим воздухом. Ну и посматривает заодно на замеченные деревья. Ага, летают пчёлки - пусть летают. А тут что-то не видно. Открыл втулку - так и есть, - слетел рой. Нарезал сот полный короб и пошёл домой.
А про качество мёда и говорить не приходится. Не зря, так славится башкирский мёд, где до сих пор частично сохранилось бортевое пчеловодство. Так что, давайте садить лес и возвращаться к истокам? Но пока лес вырастет - сто лет пройдёт. А сейчас как быть? Об этом - в следующей части статьи.
Итак, что делать человеку, у которого нет поблизости живых дуплистых деревьев с пчёлами? :) Делать колоды - наиболее приближенное к естественному гнездо пчёл. К такому же выводу пришли и наши далёкие предки. Современному человеку проще сделать колоду из толстых досок. Один из вариантов конструкции такой колоды описан Анастасией - героиней книг В. Мегре.
Всё вроде бы понятно, но на практике получается, что пчёлы сами в колоды заселяться не хотят. Они предпочитают залетать в ловушки - небольшие ульи с пустыми рамками. Неправильные пчёлы? :) Дело в том, что пчёлы сильны коллективным разумом. И у них тоже есть память. Я сам замечал, как сразу после дождя пчёлы слетались к бочке с водой. Хотя, казалось бы, лететь далеко не нужно - пей с любого листика. Выходит, пчёлы просто привыкли к жизни в улье.
Сама собой напрашивается аналогия. Улей для пчёл - как для современного человека квартира. Тут минимум строительной работы - всё уже готово. Но и свободы что-то сделать по своему нет. Разве что по мелочам - щели заделать да мебель расставить. Но за удобства нужно платить. Ходить на работу и собирать мёд. Чем больше, тем лучше, потому что ещё не известно сколько тебе на жизнь оставят.
Колода - это уже свой загородный дом. Тут чувствуешь себя уже более защищённым. Строительства больше, но есть возможность всё сделать по своему вкусу.
Ну и борть в живом дереве - это как своё родовое поместье. Экологичность, единение с природой и полный простор для жизни и творчества. Но нужно самому всё делать и уметь.
Так что же делать с балованными квартирными пчёлами? Необходим плавный переход. Можно попробовать альтернативные конструкции ульев - Альпийский, Витвицкого, Варре, Прокоповича.
А начать можно с самых обыкновенных ульев. Просто дать пчёлам больше свободы. Не откачивать у них мёд слишком много и часто. Как можно реже залазить в гнездо. Не препятствовать естественному процессу роения. Ставить новые рамки без искусственной вощины.
Вроде бы мелочи, но всё это - очень важные детали на пути к естественному пчеловождению. Общепринятые действия пчеловодов, без которых, как они считают, не обойтись, - чаще всего только вредят пчёлам. Поэтому в следующей статье я постараюсь более подробно остановиться на принципах естественного пчеловождения.