Добавить статью Дети олигарха

Дата материала: 01 ноября 2012
Этот материал размещён в газете "Быть добру". Вы можете оформить подписку на печатный вариант газеты. Подписаться…
(рассказ)
 
Было у олигарха три сына. Некогда отцу заниматься воспитанием детей. Надо всё своё время уделять бизнесу. Решил он отправить детей за границу. Пусть получат хорошее образование, выучат языки и научатся вести успешно производственные дела. Хорошая помощь будет отцу в процветании семейного капитала. Прошло время, сыновья получили дипломы, вернулись на родину. Отец решил проверить их способности в деле. Выделил каждому по филиалу своего концерна в разных небольших городах. С энтузиазмом принялись сыновья осуществлять свои идеи.
Старший сын был уверен, что только сила и жёсткие правила могут дать его заводу новую жизнь и успех. Люди должны бояться нарушить эти правила. Страх заставит человека работать честно и в полую силу. Прославлять будут того работника, кто чётко исполняет инструкции.
Средний сын видел, какое уважение за границей уделяется деньгам. Поэтому он захотел деньгами управлять производством. Если человек предан хозяину, эффективно для дела использует рабочее время, то и денег он будет получать больше. Работнику с большой зарплатой будет оказана слава и почёт.
Младший сын был уверен, что только общая идея процветания предприятия может заставить людей работать в полную силу. Он заразит этой идеей каждого, тогда в людях пробудится инициатива, они сами без принуждения захотят отдавать свои силы на общее дело. Будет хорошо предприятию, станет лучше каждому участнику производства.
Прошло время. Работали сыновья, обзавелись семьями, богатыми домами, детишками. Общий мировой кризис сильно понизил доходы семьи, да ещё заболел отец. Решил он отойти от дел и передать общее управление одному из детей. Но дела на предприятиях шли примерно у всех одинаково. Отцу трудно было отдать кому-то предпочтение. Редко семья встречалась, разговоры всё набегу, да о деле. Остальное общение по телефону, да тоже коротко. Он хотел ближе посмотреть на сыновей и пригласил их на два дня на рыбалку к своему давнему знакомому в глухую северную деревню.
Вертолёт приземлился на краю деревни, расположенной на берегу небольшой северной реки. Старик Михалыч, давний приятель отца, погрузил на подводу коробки с продуктами и мешки с одеждой. Лошадь медленно тронулась, а сыновья с отцом пошли рядом, бурно обсуждая планы предстоящего отдыха. Утром поднялись рано, было ещё темно. Старик погрузил в одну лодку рыбацкую снедь, и сам сел с отцом. В другой лодке поехали сыновья. Переправились на противоположный берег чуть ниже по течению, где по крутому берегу вверх бежала узкая, едва заметная тропинка. На вершине холма стояла избушка. Вот тут и расположились наши рыбаки.
Сыновья сразу пошли ловить рыбу, а отец со стариком занялись костром. Сели у огня. С холма прекрасно видно, как начинал заниматься рассвет, как просыпалась деревня, как открывались взору необъятные дали. Через полчаса прибежали сыновья с первым уловом, восторженно рассказывая каждый свою историю. Старик почистил рыбу и бросил на сковороду. Закипел чайник, издавая аромат полевых трав. На востоке горизонт порозовел, все замерли, ожидая первые лучи солнца. Дышалось легко и радостно.
- Пап, а что ты раньше нас сюда не привозил? – спросил младший сын.
- То самому некогда, то вас не было, учились. Теперь вот мне здоровье не всегда позволяет.
Из-за верхушек деревьев на горизонте величаво выплывало малиновое светило, и благодатным теплом полился свет на просыпающуюся землю.
- Михалыч, сколько лет твоей деревни? – спросил отец.
- Всегда была.
- А что это на заросших полях за деревней какие-то редкие домики стоят далеко друг от друга?
- Да это приезжие стали строить себе родовые поместья. Взяли по гектару земли, сажают сады, обзаводятся хозяйством и живут, детей рожают, праздники проводят. Наши, деревенские, кто захотел, тоже взяли землю.
- Почему родовые? Предки их тут жили что ли?
- Нет, это они тут свой род начинают, чтоб потомкам всё осталось.
- Где же им в вашей деревне работать, ведь все производства развалились?
- Так они и не работают, только всё поместья свои засаживают, обихаживают.
- А деньги где берут? Земля больших вложений требует. Один дом построить миллиона два надо, технику купить, чтоб землю пахать, транспорт, чтоб продукцию в город вывозить.
- Дома у них небольшие, без роскоши. А в землю труд вкладывают, чтоб только семья кормилась, техникой не пользуются. Кто на стройках здесь и зарабатывает, кто в город иногда на заработки выезжает, а кто городскую квартиру в аренду сдаёт. Так и живут.
- Нищенствуют?
- Зачем? Живут в достатке, лишнего не берут от жизни. У кого корова или коза, у кого и лошадь есть. Кур многие держат, огороды. Сады плодить начали у них, а тут в лесах грибы, ягоды, опять подспорье. Кто пасеку завёл – мёд опять же имеет.
- Заборов нет, любой бродяга может их сады и огороды обчистить. Денег нет, никуда выехать не могут. Детей где учить? Нет театров, концертов. Дикость какая-то и скукота! – сказал старший сын.
- Вместо заборов у них живая изгородь посажена. Лучшие учителя к их детям сюда сами стремятся приехать, или они приглашают. Уж очень детки здесь получаются необычные. А театры твои им не надобны, у них такие праздники устраиваются, что на это событие съезжаются другие поселения и деревни. Поют не хуже твоих артистов, даже душевнее. Свой хор и танцевальный ансамбль.
- А где же они лечатся? – спросил отец, - у вас в деревне поликлиники нет.
- Да они не болеют. Вон, смотри, обливаются колодезной водой, а зимой в проруби купаются! У всех свои пруды. К одним бабушка переехала, так её возили в райцентр, к зубному. Про другие случаи не слышал.
В это время в крайнем поместье молодой мужчина набрал из колодца воды и вылил себе на голову. Рядом стояла жена и маленький сын. Мужчина набрал второе ведро и пошёл к жене, она с визгом побежала, сынишка рядом, но досталось обоим. Муж поставил ведро, подхватил жену на руки и закружил на полянке. Сын весело прыгал рядом, потом все побежали в пруд.
Чай рыбаки пили молча. Каждый думал о своём. Отец вспоминал, как они молодые жили в общежитии, поженились, свадьбу сделали в студенческой столовой. Потом он занялся бизнесом, много ездил. Семья часто меняла место жительства. Жена занималась детьми, домом, больше старалась быть в тени, болела. Это она попросила оставить дела. Пусть дети сами дальше. А им двоим, много ли надо? Он и сам чувствовал, что весь мировой бизнес летит в пропасть. Но не хватало знаний и сил разобраться в этой новой ситуации, когда старые правила уже не действуют. У детей, может, получится лучше. Интуиция его пока не подводила. В бизнес он ушёл не из-за жадности к деньгам. Сил было много, хотел утвердиться. Конечно, шёл жёстко, но до бандитизма и подлости не опускался. Оглядываясь назад, он ощущал одну усталость от прожитой жизни. И что в итоге? В этой молодой паре в поместье было столько свободы и счастья. А он никак не смог вспомнить, чтобы он испытывал такой состояние. А что если и им с женой вот так на гектаре построить родовое поместье? Дети приедут на рыбалку, внуки останутся на лето…
Старший сын неожиданно увидел перед глазами картинку, как его провожала в эту поездку жена. С утра он отчитывал её за излишние расходы в последней поездке к морю. Собрала всю родню и две недели плотила по их счетам. А когда он сказал, чтоб это было в последний раз, жена обозвала его, и он сам не заметил, как заехал ей в ответ по щеке. Плохо, что эту сцену видела пятилетняя дочь. Испугавшись, девочка спряталась за спинку кресла. Он сразу уехал в офис, а вещи ему привёз шофёр.
Средний сын любил свою жену, но всегда чувствовал, что она вышла замуж по расчёту. Не умея проявлять свои чувства по-другому, он покупал её любовь дорогими подарками. Он не помнит, чтобы она смеялась от души. Дочь родилась только на третий год супружества. У ребёнка, наверное, что-то с психикой потому, что по любому поводу она закатывает истерики. Дома сухо, нет тепла и радости. Он старается больше времени проводить на работе или за бутылкой вина с друзьями.
Младший сын женился, когда надо, на ком надо и как надо. Он играл роль мужа, а она – роль жены. Внешне было всё пристойно и в пределах разумного. Двое ребятишек воспитывала профессиональная гувернантка. Он занимался производством, жена собой и хозяйством по дому. На что жаловаться? Но у него никогда не возникало желания взять её на руки и покружить…
- Ну, чего затихли? Как у вас там кризис? Сильно в карманах потаяло? – Михалыч миску с жаренной рыбой отставил от костра, - Ешьте. Наша белорыбица вашим магазинным не чета!
- Миром правят идеи, Михалыч, - сказал младший сын, поищем новую идею, и одолеем этот кризис.
- Нет, братан, миром правит страх, - старший брат посмотрел в даль острым невидящим взглядом, - Надо показать всем, что нас ничем не сломить, зауважают и будут жить по нашим правилам!
- Пока миром правят деньги. Но это и привело его к пропасти, никто не знает, что теперь с этим делать,- средний сын подошёл к краю холма и пристально стал разглядывать поместья. Представил, что вместо леса стоят заводы по переработке древесины, выпускают бумагу, мебель. Река загажена. Кругом проплешины вырубок. Вместо деревни стоят безликие многоэтажки домов для рабочих. Дороги, машины. Всё тело охватил ужас! Он резко повернулся к костру:
- Вот живут люди, радуются каждому дню. Так жили, наверное, и 200 и 1000 лет назад. И что им войны, кризисы и катаклизмы? Мы им со своими заводами, банками, капиталами зачем? Это солнце встаёт каждый день, река течёт, лес шумит для них или для нас? Скорее для них. Мы же этого не замечаем. Курсом валют они точно не интересуются. А в это время кучка людей через деньги управляет миром. Дёрнет за верёвочку – доллар зашевелился, все туда побежали. Дёрнет за другую – евро зашевелился – все туда. А здесь другая планета, другие правила жизни. Можно просто жить и радоваться. А если все люди так захотят жить?
- Все не захотят. Это же первобытный строй! – запротестовал младший сын.
- Ну, тебе же здесь хорошо, - возразил средний.
- Это потому, что всего на два дня.
Пока сыновья спорили, отец отошёл в сторону и тоже стал смотреть с холма на бескрайний зелёный простор. Нет таких мест ни в Европе, ни в Америке. Выходит, болота и озёра охраняют этот северный край от таких дельцов, как он и его сыновья. Они угроза этой красоте. Только как сохранить землю прекрасной и цивилизацию разумной?
Средний сын налил себе ещё чаю и сказал:
- Если честно, я бы хоть сейчас, только ты папа не обижайся, взял рядом с этими людьми землю и переехал бы с семьёй сюда. И доли в общем деле не возьму.
Отец оказался рядом, положил сыну руку на плечо:
- Я тоже. Пусть они двое продолжают, если им это нравится. Вернёмся – всё перепишу на них. Пока в мире есть любовь, выход всегда можно найти, сынок.
 
Ирина Волкова, родовое поселение Родное, Владимирская обл.
 
Опубликовано в газете «Любимая Родина», №22, 2012 г.
Материал из родового поместья
Дата материала: 01 ноября 2012
Разместил(а): Вячеслав Богданов, 01 ноября 2012, 00:00

Подпишись на нашу рассылку