Этот материал размещён в газете "Быть добру". Вы можете оформить подписку на печатный вариант газеты. Подписаться…
На территории Белоруссии можно сказать, что существует 5 поселений, они в разных стадиях развития, но о них можно сказать, что они существуют. Есть порядка 10 крепких начинаний, они оформляют землю, сформировали коллектив и порядка 10-15 одиночных людей которые в одиночку взяли землю для обустройства родового поместья.
Ситуация в стране не скажу что благоприятная для развития нашего движения или наоборот негативная - она нейтральная. Нет каких-то негативных тенденций со стороны государства и какой-то открытой помощи тоже как бы нет. Политически у нас в стране пока что всё стабильно, благодаря Руководству так же, нас это устраивает, экономически тоже стабильно и люди чувствуют себя спокойно, нет бандитизма, преступности. Недавно выборы прошли, президента избрали Лукашенко опять, было очень много чёрного пиара, антипропаганд, фильмы какие-то вышли, но всё это для чего-то делалось. Если видят, что какая-то страна хорошо развивается и при этом не ориентируется на западный образ жизни, то естественно стараются эту страну как-то задушить, подавить. А у нас в стране, на сегодняшний день, полностью отсутствует реклама алкоголя и табака, у нас практически нет преступности, люди получают зарплату стабильно, есть конечно какие-то минусы, кто-то где-то недовольны, ошибки в чём-то, но в целом что-то происходит и в целом идёт какое-то развитие. Это говорит о том, что Руководство не только сидит и разворовывает бюджетные деньги себе в угоду, а что-то делает. Ещё у нас по телевизору идёт очень много фильмов направленных против образа жизни американцев. Средства массовой информации всё время у нас критикуют американский и западный образ жизни. В 2006 году где-то, Лукашенко с экранов телевизоров сказал: «И вообще, предприниматели, вам пора бы возвращаться в деревню и возрождать свои родовые поместья!!!». Он в курсе нашего движения, но у него какая-то нейтральная позиция, просто наблюдает, но не мешает и это хорошо…
- Для чего-то это всё-таки нужно было?
- Ну наверно для того чтобы ближе познакомиться с Руководством страны, нам к ним сложно доехать, ну пусть они приезжают =).
Такая же похожая ситуация весной была, про нас выходили репортажи в газетах и по телевиденью положительные в основном, и вдруг одна газета, опять же оппозиционная, весной про нас написала какую-то бяку, секта и всё в таком духе, статья на полразворота и в конце статьи такой абзац – «и мы не понимаем почему всё это движение делается с ведома высоко поставленных чиновников». Ну и опять же к нам проверки, только статья вышла, за одну неделю у нас побывали все: начиная с МЧС, миграционная служба, все-все, при чём районные. Они говорят: «Ребята, ну мы знаем, что у вас всё в порядке, мы вас хорошо знаем (мы же там землю оформляли), но мы проверить обязаны».
- А что конкретно проверяли?
- Ну как что, да ничего, ну приехали, последним апофеозом был районный отдел идеологии, а у нас как раз праздник, это было равноденствие по-моему, ну у нас самый крупный праздник это Купала, летом, а промежуточные так, поменьше. То есть человек 70 было на празднике, и помимо этого жителей человек 50, мы всех обзвонили, кто уже участки побрал, все кто смог все приехали. И вот когда приехала эта идеология весь наш коллектив вывалил на дорогу их встречать, а у нас там, в коллективе и предприниматели крепкие есть, на дороге там джипы стоят, Мерседесы и вот приезжает эта вот администрация, руководство, мы их встретили очень хорошо, поводили по домам, показали что люди живут хорошо, стабильно, дети чистые, все в порядке, праздники празднуем с каким-то фольклорным уклоном. Они посмотрели, говорят: «Ребята всё! Написали про нас главному идеологу отчёт, что проверка произведена, признаков секты не обнаружено, здесь экологический (родовой) посёлок, «вирусов» нет =)».
Теперь по нашему движению. Поселения развиваются, не так быстро как мне бы этого хотелось, я всегда такой шустрый парень, мне хочется побыстрей, чтобы всё происходило. Но оно развивается свои темпом, как созревание плода. Яблоко созревает, оно имеет свою скорость, его не ускоришь и не замедлишь, оно должно созреть в свой срок. С моей точки зрения это медленно, а кто-то говорит это уже столько всего.
Самое крупное поселение наше, потому что мы первые начинали, у нас 35 участков в посёлке, из них два свободных осталось. Проживает постоянно, зимует около 10 семей, это порядка 25-30 человек, в общем доме всегда кто-то: и гости, туристы, журналисты. Жизнь интересная, социально-насыщенная, какие-то и праздники, и мероприятия, и конфликты, и жизнь, и дружба, и любовь. Ну, просто жизнь идёт своим чередом, дети рождаются, около 10-ти детишек родилось в посёлке. Когда мы все начинали это был 2000-й год, пятая книжка только вышла, вначале мы организацию в городе создали, где то чуть больше года ушло, землю искали, потом пока её нашли, потом оформили. С 2003 в общей сложности, живём уже на земле в поселении.
- Как землю получили, по каким законам?
- Законы, да они как везде, не совсем правильные, все законы настроены на современного потребителя, но не под нас, под нас таких законов нет. Анастасия сказала, воспользуйтесь любым существующим на сегодняшний день законом, любым и идите на землю, занимайтесь землёй. А потом когда вы уже там будете жить, законы под вас подстроятся, вы создадите прецедент. Ну, вот мы так и поступили, мы разработали генеральный план застройки на всю местность, 76 гектар, разбили на участки, сами за свой счёт всё сделали, ну с разрешения администрации, нам дали разрешение на проектно-изыскательские работы и мы всё это там согласовывали.
- Как ваша земля состоит, какое назначение?
- Назначение земли – личное подсобное хозяйство. У нас участок состоит как бы из двух, генеральный план разбит на всю местность, там дороги, участки неделимы и едины, но каждый участок как бы из двух состоит, маленький кусочек 25 соток под застройку дома, выделен в пожизненное владение, остальная часть участка выделена в аренду долгосрочную, от 30 до 99 лет. За 30 лет я думаю, в любом случае законы подвинутся в нашу сторону, если мы не будем тормозить. Человек пишет 2 заявления на сельсовет, согласно его заявлению сельсовет принимает решение о выделении участка. Выделяют бесплатно, просто в процессе оформления всё равно идут растраты, за ту бумажку столько заплати, за другую столько, в конечном итоге набегает, в разные годы по-разному, ну где-то от 150 $, до 1200 $.
- За аренду платить тоже надо?
- Да, там какие-то «катастрофические» суммы, там, по-моему, что-то 3 $ в год. Мы оформили, как сельские жители получается. Если бы мы оформляли как юридическое лицо, там дачное товарищество, тогда были бы другие налоги. А так, ну что с крестьян возьмёшь? Если за землю ещё налог брать, они там вообще лягут, поэтому налоги такие уже щадящие, правильная политика просто. Помимо нашего поселения существует ещё Ладное под Гродным, Витебское Звон Гора, Великолесье под Гомелем, Звенящие ручьи, ну и ещё там ряд поселений на стадии формирования или попытки оформления земли. Везде что-то происходит, какие-то подвижки.
- А деревни у вас не вымирают?
- Деревни, есть что вымирают, но такая тенденция как-то приостановилась в последние годы, там же разработали программу «Агрогородки» в Белоруссии с 2005 по 2010 год, и мы внесли свои предложения в эту программу, по пунктам, когда она ещё формировалась. Мы принесли предложения, а нам говорят: «Что вы мне принесли? Вы должны сделать экономические обоснования этой программы, а вы принесли...». Я тогда ещё так взорвался, это один раз был, когда я на приёме у чиновника, вышел из себя, у нас с ним тогда такая перепалка была словесная, я говорю: «Это вы тут сидите для того чтобы провести мониторинг, социальные исследования этой программы, мы принесли готовую идею». И он тоже там чего-то отвечал, кулаками по столу стучали, а рядом ребята сидят, мы вчетвером пришли, меня ногой под столом, намекают, чего так разошёлся, Министр же... а меня понесло.
И он в конце ладно, говорит, оставьте свои предложения в приёмной, посмотрим. Оставили эти предложения, мы ещё в Парламент отправили эти предложения, через 2 недели приходят письма из Министерства Сельского Хозяйства и из Парламента. В письмах написано: ребята, спасибо вам огромное, что вы переживаете о судьбе нашей родины, ваши предложения рассмотрены полностью и приняты в нашу программу, такое письмо на три листа. Так что внедрили они наши предложения. Эта программа Агрогородков замедлила вымирание деревень, дала немножко стимул, новый импульс. Но это тоже как укол-наркотик умирающему существу, тут нужно что-то радикально новое, совершенно новые концепции, новые идеи. Я думаю, что это родовые поместья будут, со временем.
- Расскажи про школу? Как вы решили эту задачу?
- Про школу, да пока ещё не решили, у нас пока один только ребёнок школьного возраста, но, я думаю, просто будет домашнее образование, будем собираться все у кого-то в доме или в общем доме. У нас общий дом в поселении есть. И там будем как-то их социализировать, хотя зачем это надо, я не знаю вообще. Можно ребёнку подарить целый мир, подарить ему Вселенную, в глаза ребёнка смотришь – а там космос, просто улететь можно, там бесконечность... такие глаза... и взять и дать ему школьную программу, засунуть ему в мозги. Зачем это надо, не понимаю, ну что-то будем думать, конечно. Надо «корка», чтобы там не посадили в тюрьму, наверное =).
- А что у вас общественное такое проходит?
- Ну из общественного – посадили лес вокруг поселения, 12 гектар ёлок посадили, 4 гектара дуба, но это всё с лесничеством. У нас там так получилось, что значит, живём мы живём, думаем, что у нас такой медвежий угол и никто к нам никогда не придёт, земля была такая что никому никогда не нужна, не востребована была. И тут однажды в общий дом рано утром вламывается главный лесничий, и говорит: «Ребята мы сейчас будем ёлки здесь сажать, вырубим весь лишний лес и кустарник, всё, что мы посчитаем ненужным и засадим всё ёлочкой монокультурно. Нам надо чтобы вы показали где тут у вас границы территории». У нас такой представляете – холодный пот, я как вскочил: «Да вы что???». Мы с ним пошли, посмотрели поля, он уехал. Мы собрали срочно экстренный совет, давай там думать, что делать, поехали к этому лесничему домой, часа 1,5 разговаривали. Он говорит: «Ребята, не дурите мне голову своими фантазиями, у меня план, проекты, всё!». А мы так убеждали его, такие аргументы находили, как Анастасия говорит: «Я из всех глубин Вселенной Бесконечности находила лучшие слова». Так вот наверное и мы. И в конечном итоге всё говорит: «Вырубим и засадим ёлками». А мы предложили: «Давай вот мы сами, своими руками, дедовским способом, не надо ничего вырубать, мы будем сами ходить и вручную засадим тебе и выполним весь объём твоего плана, только без вырубки и так не монокультурой, и не рядами этими дурацкими, и без вспашки дурацкой, просто по-человечески». А он говорит: «Нет, идите вы отсюда». Уехали мы такие, горюем, утром я стою прямо так возле выезда к общему дому, подъезжает самосвал с ёлочками, выходит этот главный лесничий, подходит ко мне, поздоровался и говорит: «Ай, ребята, сажайте как хотите, пусть вокруг вас лес красивый растёт, вот вам самосвал ёлок, неделя срока на посадку». Мы 12 гектар ёлок засадили, хороводы поводили, дети будут расти, знать, что лес вокруг посадили родители, с другим осознанием, с другим отношением будут к этому лесу относиться.
Потом была ситуация, через года полтора, там сменился лесничий, новый уже молодой, и тут вдруг возле нас 150 метров от общего дома в лесу вырубка. А мы прямо на опушке, у нас там начинается один из самых крупных лесных массивов Белоруссии, он тянется от нас километров на 70, там все звери: и косули, и зубры, и все кто хочешь есть. И все звери приходят на участки к нам, ягоды, грибы все есть. И вдруг возле нас вырубка, ну мы там все в шоке, опять экстренное собрание, что делать, как быть. Вчетвером едем в лесничество, ворвались, а я себя так накрутил, так по боевому зарядился, ворвался в это лесничество, вывалил всё, что у меня было, лесничий громадный, здоровый мужик оказался. Он вот так вот в угол забился: «Ребята, да что вы, да успокойтесь...». Я ему приводил там цитаты Законов, Министерства. «Да успокойтесь, мы только гектар вырубим, гектар осины, это санитарная рубка, больше лет 10 в ваш лес трогать вообще не будем, живите там спокойно». Я спрашиваю: «Что сажать там собираешься?». Он говорит: «Ну, ёлку». Я говорю: «Да у нас этой ёлки «по самое ни хочу». Давай мы посадим липу, сами найдём посевной материал, сами своими силами посадим, дай нам только возможность». Он говорит: «Не могу, липу запрещено». Там у них есть свод таблиц, кислотности. Я говорю: «Ну, давай хоть сосну». Разговаривали долго, уже более мирно, на конструктивную тему разговор пошёл, мы уже вроде как помощь предлагаем, и в конечном итоге в разговоре вдруг проскакивает слово «дуб». О, я говорю: «Давай дуб посадим?». Он: «Ну, дуб, ну ладно». Я говорю: «Ну вот и отлично, только вы нас обеспечиваете посевным материалом». И он: «Ну ладно». Всё, привезли нам самосвал дуба, мы посадили всем поселением. Они там где-то полтора гектара вырубили и ещё в километре от нас, ещё 2 гектара осин, так мы и там и там посадили две дубовые рощи. Вот мы посадили и в этот же год выходит книжка В. Мегре, и на конференции он рассказывает, что раньше возле поселений всегда были священные дубравы... Мы думаем: «Вот, у нас уже есть, уже посадили». Так что, вот, такие проекты у нас социальные.
АЛЕКСАНДР МАТРУХОВИЧ, родовое поселение Росы, Минская область, Беларусь.
Текст выступления с первого международного фестиваля создателей родовых поместий «Мир творцов» (26-27 февраля 2011 г., Киев).
Материал из родового поместья
Дата материала: 01 мая 2012Разместил(а): Вячеслав Богданов, 01 мая 2012, 00:00