Этот материал размещён в газете "Быть добру". Вы можете оформить подписку на печатный вариант газеты. Подписаться…
Представьте себе на минуту, что в огромном городе с миллионным населением вдруг отключились одновременно электричество, вода и газ. Что будет с ним хотя бы через сутки? А если, не дай Бог, война или стихийное бедствие? Жизнь в мегаполисе тут же станет невозможной… Город быстро превратится в смертельно опасную ловушку!
Об этом я всегда думаю, приезжая в Москву. Впрочем, там и при работающей инфраструктуре жизнь нельзя назвать спокойной, комфортной и приятной. Постоянные пробки, толчея, нервозность, дороговизна вынуждают становиться жителей столицы нашей родины агрессивными и бесчувственными. Собственно, и Уфа не исключение, хотя жизнь здесь гораздо спокойней и комфортней, чем в Москве.
«Есть ли какая-либо альтернатива этому?» - часто задавала я себе вопрос. И, похоже, наконец, нашла на него ответ. Родовое поместье – вот самая, пожалуй, самодостаточная, безопасная и для России наиболее органичная форма организации жизни семьи.
Движение по созданию родовых поместий возникло в нашей стране пару десятков лет назад благодаря писателю Владимиру Мегре и его книгам из серии «Звенящие кедры России». У этого движения есть своя концепция, своя философия и уже немало сторонников. Всего в России создано уже около 8000 родовых поместий.
Для создания родового поместья необходим гектар земли, на котором будут размещаться дом, баня, хозяйственные постройки, загон для домашних животных, погреб. Здесь же должны быть сад, пруд, колодец, огород, луг, лесок, питомник для лекарственных растений. Такое поместье кардинально отличается от дачного участка в привычном понимании этого слова тем, что полностью может обеспечить жизнь его обитателей всем необходимым. Идея родового поместья альтернативна западному пригородному дому с лужайкой рядом. На Западе человек покупает загородный дом, чтобы потом всю жизнь работать на него. Родовое поместье, наоборот, будет «работать» на человека: обеспечивать его экологически чистыми продуктами питания, давать физическое, нравственное и духовное здоровье. Это маленький цветущий и хорошо обустроенный кусочек родины, где человек в отличие от городской квартиры чувствует себя совсем по-другому. В случае глобальной опасности здесь гораздо легче выжить, чем в городе. Нет газа - можно истопить печь. Нет электричества - можно воспользоваться керосиновой лампой. Нет врача – любая травка под ногами целебна, только знать её надо! И так далее, и тому подобное. Человек в своём родовом поместье построит отношения с окружающим миром совсем по-другому, с любовью и дружелюбием. Свою землю он не будет удобрять минеральными удобрениями, обрабатывать ядохимикатами и пестицидами, не будет пользоваться вредными стимуляторами роста растений. Многие участники движения отказываются от химических стиральных порошков, ненатуральных шампуней и мыла. Они находят натуральные природные заменители всему этому. Находят альтернативные источники энергии, альтернативные органические удобрения, экологически чистые строительные материалы и даже альтернативные натуральные ткани для одежды…
Для России с её огромными необжитыми пространствами такое движение очень актуально и своевременно. Это решение всех национальных проектов одновременно. Это самодостаточная система жизнеобеспечения семьи. Это самообеспечение многодетной семьи. Это административная единица без государственных вложений. Оздоровление без медицины. Рождение здоровых детей. Реализация программы доступного жилья. Обеспечение продовольственной безопасности. Отсутствие предпосылок экономического кризиса. Материализация духовности. Альтернатива аграрному сектору. Есть ещё и много других «за» за движение по созданию родовых поместий.
Недаром на одной из интернет-конференций (5 марта 2007 г.) Президент России Дмитрий Медведев сказал: «Идея родовых поместий вполне позитивна, она полностью перекликается с нашими идеями малоэтажной или одноэтажной России, которыми мы сейчас активно занимаемся в рамках жилищного проекта… В такой стране, как Россия, с огромным запасом территорий, нет смысла концентрироваться только на больших участках земли, пусть даже в мегаполисах… Полезней и для здоровья, и для государства, чтобы граждане рассредоточивались по всей территории нашего очень большого государства».
Моральная поддержка высшего руководителя страны, конечно, очень важна. Но нужны ещё и законы, позволяющие действовать на правовой основе. Что же препятствует пока этому, казалось бы, очень нужному и важному народному движению? Об этом мы поговорили с Владимиром Шевчуном, руководителем РОО «Родовые поместья РБ». В рамках этого общественного объединения в республике создаётся уже несколько родовых поселений, состоящих из родовых поместий, в том числе Благодатная поляна и Тихий зов под Бирском. Люди взяли по одному гектару неугодий и наблюдают, как постепенно земля самовосстанавливается, выздоравливает. На этой земле энтузиасты пытаются выращивать фруктовые и лесные деревья прямо из семечка. Летом живут во временных домиках из тростника. Проблема в том, что на арендованных сельхозугодьях нельзя возводить капитальные постройки, нельзя выращивать многолетние деревья.
Вопрос и в том, отдавать ли этот гектар желающим обустроить родовое поместье бесплатно, или продавать? Конечно, логичнее было бы отдавать эту землю тем, кто серьёзно решил создать родовое поместье, бесплатно, да ещё и освобождать от налогового бремени. Но такого закона пока нет. Выход может быть в другом. Участники движения покупают (или берут) несколько домов или земельных площадей в заброшенных или умирающих деревнях и на основе этих площадок создают свои родовые поместья. Это гораздо проще, так как в таких деревнях всё-таки есть хоть какая-то оставшаяся от советской власти инфраструктура - вода, электричество, дороги. Уже легче! Да и оформить эти земли можно по закону, как положено.
Вопрос и в том, как зарабатывать на жизнь, пока хозяйство не развернулось в полную силу. Владимир Шевчун говорит, что в Башкортостане люди пока занимаются родовыми поместьями, в основном, в выходные дни, не отрываясь от своей работы. Но это не выход. В родовом поместье надо жить постоянно! Удобнее, конечно, тем, кто обладает более свободными профессиями – журналистам, писателям, программистам, людям, владеющим ремёслами, такими, например, как кузнечное, столярное, гончарное дело. Они могут полностью отдаться обустройству своего родового поместья, совмещая любимое занятие с любимой работой….
Кстати, одно такое поместье я видела с десяток лет назад на границе Башкортостана с Челябинской областью.
Это было частное владение, которое, в принципе, не называлось родовым поместьем, но, по сути, им и было. Правда, земли там было гораздо больше, чем один га. Гектар занимал только пруд, где разводилась рыба на продажу. На берегу водоёма стоял двухэтажный дом. Вдали виднелся лес. Тоже частный, где хозяин охотился на медведей и лосей, по его рассказам. Помню, мы с семьёй провели там замечательный вечер и получили в подарок ведро только что выловленной рыбы. Я, грешным делом, тогда очень позавидовала семье этих новоявленных помещиков. Чувствовалось, что живут они в полной гармонии с собой, с природой, да и в достатке, ни о чём особо не беспокоясь…
Согласно идее движения по созданию родовых поместий каждый, кто имеет желание и силы, может жить на своём гектаре родовой земли. Земли в России хватит на всех – 17 млн. кв. на 145 млн. человек. Дело за государственной властью… Поддержит ли она это поистине народное движение?
Я лично сейчас приглядываюсь к соседнему заброшенному саду рядом с моей дачей и мечтаю, объединив их, уже о том, где можно вырыть прудик, где посадить лесок, как огородить мою землю красивой живой изгородью… Посадила уже первый кедр рядом с огромной высоченной берёзой, которую я называю Марусей. Кедрёныш пока болеет, но я его уговариваю жить, мечтая о том, как мои внуки будут когда-нибудь грызть кедровые орешки. Может быть, это начало моего собственного родового поместья?