Добавить статью Бедность есть беда

Дата материала: 01 октября 2011
Этот материал размещён в газете "Быть добру". Вы можете оформить подписку на печатный вариант газеты. Подписаться…
Православные священники, наконец-то, возвысили свой глас свободно и страстно в защиту попранного достоинства русского человека — на состоявшемся недавно Всемирном русском народном соборе. Этот собор войдёт в историю как первый в новой России, созревший для выражения воли паствы. Период черновой строительной, собирательно-восстановительной работы церкви закончился. Впереди время истинной деятельности духовной на благо большинства русского общества.
Как гром среди ясного неба прозвучал в преддверии Собора голос епископа Чукотского и Анадырского Диомида. Он резко обрушился на Патриархат с обвинениями в неосергианстве, то есть в духовном соглашательстве с государством, что уже имело место после уничтожения тысячелетней русской церкви в начале прошлого века. Епископ обрушился на руководство РПЦ с обвинениями в подчинённости власти мирской в ущерб богодарственной свободе. Мужественный митрополит обвинил церковь в противоестественности соглашательства её с властью, вместо того, чтобы обличать антинародную политику, приводящую к распаду государства и обнищанию населения.
На далёкой Чукотке возвысил голос священник, обвинив власть в демографическом кризисе, нравственном падении граждан. Партия «Единая Россия» вряд ли сумеет в будущем получать на Чукотке победные голоса. Паства епископа Диомида через его проповеди многое знает о нарушении соборной клятвы 1613 года. О том, что приводит государство к распрям и к интервенции. Она подкована исторически и нравственно. Оттуда, с Севера, придёт очистительная волна и в центр.
Епископ Диомид… Запомните это имя. Подобно Гермогену, он, рискуя собственным благополучием, восстал против мерзостного либерализма, ведущего к обнищанию православных и вместе с ними всех остальных граждан России, исключая, конечно, 10% обогатившихся за смутное время.
Русский Собор, сотни участников которого имели возможность сказать своё слово по поводу текущего момента, был весь пронизан Диомидовской нотой протеста. Кто-то из иерархов московских объясняет это происками неких деструктивных сил. Да, благостность предыдущих Соборов взорвана. Но отнюдь не внешними силами — католическими, протестантскими, сектантскими, а волей народа.
Честные русские иерархи, наподобие епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана, тоже настроены на критическую волну. Это не значит, что они согласовывали с ним свои высказывания. Далековат Владикавказ от Анадыря. Просто созрело слово здорового протеста в Православной церкви, чему мы весьма рады.
Выдержки из выступления епископа Феофана на прошлой неделе в Свято-Даниловском монастыре в рамках Русского Собора я привожу ниже.
«…Есть одна проблема на все времена — богатство и бедность. Миллионы лет пройдут, пролетят, а проблема останется. Это из области экзистенции. В чём заключаются особенности бедности для сегодняшней России? Попытки искать истоки бедности исключительно в социуме представляются малопродуктивными. Бедность многолика и многогранна. Бедным считает себя и бомж. И инвалид. И рабочий на нефтепромысле. И врач. И офицер. Московский служащий может зарабатывать в десять раз больше своего провинциального коллеги, и тот, естественно, считает себя бедным, в то время как московский служащий тоже относит себя к такой же категории по сравнению с бизнесменом средней руки. И так далее. Создать социально-экономический строй, когда все будут счастливы, наверное, просто невозможно. Нам ли этого не знать. У нас в России в ХХ веке был поставлен эксперимент по созданию такого идеального общества. Хотя теперь для многих из нас он кажется золотым веком. Но и тогда тоже были бедные и богатые. Поэтому, когда нас зовут к строительству общества без бедных, мы должны понимать, что нас обманывают. Это трудно реализуемая, а может быть, и вовсе нереализуемая попытка. Однако это не значит, что мы имеем право безразлично относиться к проблеме бедности».
Церковь исходит из представления о том, что работающий вправе пользоваться плодами своего труда. Кто посадил виноград — тот его хозяин. Кто пашет — тот должен иметь надежду на то, что он воспользуется урожаем.
Пока мы в России с помощью революций строили самое совершенное общество, в других странах бескровная социальная борьба привела к поразительным результатам. Теперь это должен быть наш опыт. Советские люди в восьмидесятых годах ожидали, что результаты реформ приблизят их к статусу жителей Запада, но ничего подобного не произошло. Почему — об этом сказано и написано немало. Хотя какие-то положительные результаты налицо. Невыплата пенсий и зарплат как бы начинает уходить в прошлое. Наметился рост реальных доходов. Но по-прежнему большая часть населения - пенсионеры и бюджетники - остаётся в нищенском существовании.
С христианской точки зрения считается справедливым, когда богатый поддерживает бедного. Здоровый — больного. Трудоспособный — престарелого. В этом отношении мы должны серьёзнее всего отнестись к статусу людей старшего возраста, пенсионеров. Всю свою жизнь они трудились на государство, получали минимум — на еду и одежду. Многие откладывали «на чёрный день», но грянули гайдаровские реформы — и «съели» их накопления. Осталась символическая пенсия, которой не хватает даже на оплату коммунальных услуг.
Скажу кое-что из личного опыта. Через два месяца выхожу на пенсию. Поинтересовался, сколько же мне положено. Оказывается, чуть больше трёх тысяч рублей. Посмотрел квитанцию об уплате за квартиру — там сумма две с половиной тысячи. Значит, пятьсот рублей на всё остальное?
Заповедь Божия повелевает трудящимся заботиться о тех людях, которые по каким-то причинам не могут сами зарабатывать, делиться с ними трудами. Конечно, сегодня ситуация с пенсиями получше, но, тем не менее, так называемые реформы топчутся на месте. У нас живут на пособие по старости и инвалидности — 30 миллионов человек. Каждый пятый человек России живёт на социальные отчисления. Да ещё 15 миллионов находится в бюджетной сфере. Возникает вопрос: почему государство устанавливает именно такой уровень пенсий и заработной платы для бюджетников? Тем более, что сегодня образование и здравоохранение стали платными.
Конечно, по здравому рассуждению, каждый человек должен свои расходы оплачивать сам. Но тогда возникает вопрос о величине доходов. А они, если учесть гиперинфляцию, падают. У нас сейчас сложилась парадоксальная ситуация трудовой бедности. Когда человек работает, но не зарабатывает. Остаётся на нищенском уровне. Трудись не трудись, а обеспечить нормальный уровень жизни невозможно.
«Я часто проезжаю по России на машине. И вижу разрушенные фермы, брошенные деревни. Мне становится стыдно», — говорил в своей горячей речи епископ Феофан. И мне, слушавшему его в конференц-зале Свято-Даниловского монастыря, вспоминались недавние зимние поездки по просторам Владимирской и Ярославской областей. Наряду с мёртвыми деревнями там усердием сотен простых русских людей создана масса новых поселений, так называемых родовых поместий. Мы поговорили со священнослужителями на эту тему в перерыве. Они были приятно удивлены таким поворотом дел в русской глубинке. И, что называется, хором благословили людей на подвиг землеустроительства.
 
Ещё сказал епископ Феофан о том, что «трудовая бедность» в традиционных русских сельских поселениях влечёт за собой деградацию. Отсюда алкоголизм. Низкая производительность труда. Безразличие к любым общественно-политическим интересам в жизни общества. Отсюда и возможность манипулировать во время выборов так называемым электоратом. Когда помимо нашей зарплаты у нас забирают ещё и нашу волю. Парализуют нас. «Мы ушли от государственного патернализма, — сказал епископ Феофан. — Но мы ничего не получили от либерального индивидуализма. А чем выше уровень общественной несправедливости, чем больше разрыв между богатыми и бедными, тем взрывоопаснее становится ситуация. И тем быстрее силы, зовущие Русь к топору, приобретут, к сожалению, политическое влияние.
Что же делать? Как уйти от антиобщественного индивидуализма? Надо встать на путь социального партнёрства. Путь национального согласия и единства. Тогда мы сможем гармонизировать общество.
И ещё об одном надо помнить. Материальные блага не могут сделать человека счастливым. Берегитесь стяжания. Погоня за богатством, что стала сейчас для многих не просто нормой, а манящим маяком, способна привести к катастрофе общества.
Апостол Павел говорит: «Желающие обогащаться руководствуются безрассудными и вредными помыслами. Ибо корень всех зол есть стяжательство, которому предавшись, предаёт человек себя на уничтожение».
Никто не сделается счастливым, если главной ценностью общества будет признаваться материальное богатство. Если цель и смысл жизни будут определяться через банковский счёт. Отмена нравственного закона так же страшна для общества, как принудительное равенство. Богатство быстрее всего наживается в сфере манипуляций с деньгами. Но чего стоит такое богатство, показал России 1998 год. Когда пирамиды обвалились в одночасье…
Духовные лидеры России — не только православные священники, но и мусульманские — указующий свой перст тоже направляют на страшную пропасть между бедными и богатыми. Как преодолеть эту пропасть? Дотациями из Стабфонда, который неизвестно где и когда будет переведён «на родину»? Социальными преобразованиями сверху? Или инициативой самих людей, в форме, к примеру, родовых поместий, о которых уже была речь выше? Вот что сказал по этому поводу Верховный муфтий России Талгат Тадджудинов:
«У каждого человека есть родина, должно быть и своё родовое поместье. Для нас, для современных татар, башкир, общее большое родовое поместье - это Булгары. Нас просто обозвали татарами, на самом деле мы — булгары. Первыми, кто воевал с монголо-татарами — были наши предки. Это ещё в 1223 году. Тогда мы победили Судабай-хана в Живьёвских горах. Вот эта любовь к родовому поместью, к Отчизне, к отчему дому и заставляет нас обосновываться на своих гектарах. Сотни тысяч людей из разных концов России, из Астрахани, Екатеринбурга, из Пензенской области, Ульяновской, Оренбургской, из Башкортостана, Татарстана, со всех краёв нашей Отчизны, даже из Прибалтики, из Беларуси, из Молдавии, - мусульмане, чтя родину предков, зов крови, начинают заново обживать пространства страны.
Это заложено Богом — любовь и тёплые чувства к своим родителям, - говорил далее Верховный муфтий. — А через них — к земле. Потому что, когда человек рождается в этом мире, он естественной жизнью живёт — кушает, пьёт. А откуда? Да из той земли, на которой он родился. Хлеб растит на этой земле, воду пьёт из её родников, и поэтому всю душу, всё тело его тянет на родину. Тяга к родительскому дому — это любовь к матери, к отцу, на этом зиждется всё человечество, вся человеческая жизнь. А чтобы всё это привести в норму, Всевышний дал религию и веру в Бога. И не дай Бог потерять её. У каждого народа есть малая Родина. А сейчас у нас огромная страна — вся Россия, и за Уралом всего где-то 30 миллионов живёт россиян. Если каждый возьмёт по гектару, заведёт свою семью и, полагаясь только на Бога, начнёт сеять и пахать, ухаживать за ней, любить её, а эта земля — наша матушка, — естественно, он найдёт ответные чувства. И бедных понемногу станет меньше…».
Богатство и бедность… Это две стороны одной медали. Но главное, чтобы разрыв был не настолько велик, когда от медали и следа не останется.
 
Александр Синцов.
 
Дата материала: 01 октября 2011
Разместил(а): Вячеслав Богданов, 01 октября 2011, 00:00

Подпишись на нашу рассылку