Этот материал размещён в газете "Быть добру". Вы можете оформить подписку на печатный вариант газеты. Подписаться…
Закончился 2004 год. Год, который принёс нам так много прекрасных мгновений, открытий. Самое главное – это то, что каждый из нас приблизился к земле, к Родине своей. Кто-то больше, кто-то меньше - но заметное движение вперёд ощутимо. Иногда появляются такие открытия, от которых приходится очень долго хохотать над самим собой, над безысходностью, которую сами себе придумали. В общем, жизнь стала такой интересной, радостной, а главное - приходит понимание того, что это мы сами делаем нашу жизнь такой прекрасной, начинаем чувствовать будущее, пока что не очень далёкое, быть может, чуть дальше вытянутой руки, но чувствуем. И не потому это, что стал в нас проявляться дар ясновидения, нет – это будущее наше, которое ми сами творим, наше прекрасное далеко, воплощение наших мечтаний, стараний.
У меня сейчас дом состоит из пока небольшого сада, соснового лесочка, живой изгороди из сиренек и сосенок, шиповничка и бересты, ягодника и ещё речушка рядом протекает крохотная такая, но вода в ней вкусная, чистая, студёная, и ещё недостроенный шалашик и очаг. Вот и весь дом мой. Но представляете, у меня впервые в жизни по-настоящему стало появляться чувство, что я действительно прихожу домой. Это так прекрасно, это просто не описать - надо почувствовать. Здесь всё для меня, всё ждёт, всё любит, осторожно, ненавязчиво старается помочь, подсказать.
Ничто ещё меня так не вдохновляло и не наполняло силами, как приезд к себе. Даже речушка - и та замерзает так, чтобы смог я, приехав, искупаться в ней, - всегда оставляет маленькую полынью. Никогда бы не подумал, что трава может быть такой нежной и ласковой, а крик улетающих в тёплые края птиц таким зовущим и прощальным, как будто все они тебе кричат: «ПОСМОТРИ, ПОСМОТРИ ЖЕ, КАК СТРЕМИТЕЛЕН НАШ ПОЛЁТ! ВСЁ ЭТО ДЛЯ ТЕБЯ! И ПЕСНЯ ЭТА - ТОЖЕ ДЛЯ ТЕБЯ. МЫ СКОРО ВЕРНЁМСЯ, НЕ ГРУСТИ. НЕ НАДО НАС ПРОВОЖАТЬ С ТОСКОЙ. МЫ УЛЕТАЕМ, ЧТОБЫ ПРИНЕСТИ ТЕБЕ ВЕСНУ!».
Осваивать свой участок я стал недавно, год назад. Серьёзно стал его обустраивать этой осенью: вырвался на две недели в отпуск. Готовился серьёзно. Две недели укладывал и выкладывал свои сумки, запасался инвентарём, продуктами, книгами. Багаж получился на две дорожные сумки. Приехал – в голове эта городская суета, расчёты всякие, ну, думаю, сейчас я быстренько сколочу шалашик, да такой весь красивенький, а потом начну деревья насаживать. Хватило меня ровно на сутки, может меньше даже… А потом смотрю - что-то я стал быстро слабеть, молоток из рук вылетает, гвозди гну, так и норовлю заснуть, где попало, ямку рою - и вдруг храплю, стоит присесть - тут же моментально просто отключаюсь. Ну, думаю, перемена климата какая-то (добираться мне из Харькова почти 300 км). А потом заметил: стоит только мне начать сажать кустарник, деревья, так сразу вдруг дыхание второе открывается, забываю обо всём. Останавливаюсь только когда начинает темнеть. Поесть забываю – такой полёт мысли.
Бросил строить – хорошо, что ребята дали палатку. Уже потом понял, что не с того начал – вместо того, чтобы сначала привнести в это пространство что-то живое, начать творить, начал пилить, копать, стучать, ломать – в общем, начал разрушать. Да, наша земля очень чувствительная, добрая и ласковая, поэтому никогда не наказывает нас, а стремится исправить наши ошибки, подсказать, как мама родная.
Мышки, эти юркие, везде снующие надоедливые создания, так и норовящие всё прогрызть, везде засунуть свои носики, создают эту свою возню мышиную - оказывается, тоже являются частью этого прекрасного пространства и тоже стараются помочь, да ещё как! Долго думал: ну почему они съели мою грушу и именно её, хотя рядом много других деревьев. Я ж её так старательно обмотал защитной верёвкой, а они взяли и сточили её стволик под землёй. Думал, думал и понял: просто не там я её посадил, не для неё это место. Персик почти не обмотан, а стоит. Персик - ну хоть бы кто-нибудь тронул – его место значит, он будто всегда здесь был!
Я одну мышь поймал – это просто чудо, такая она вся красавица, шубка на ней переливается, глазки-бусинки горят, смотрит на меня, дрожит вся. Глаз трудно отвести, чувство необыкновенное. Хочется смотреть, смотреть на неё. И тут раз - и она вырвалась из рук, да так, словно молния, нет, даже быстрее - столько энергии, силы. Меня, прям как током прошибло. Стою, рот открыл, улыбаюсь, не могу пошевелиться от неожиданности и удовольствия какого-то. Когда перед сном я читал в палатке, они всегда просовывали в дырочку в полу свои носики, проверяли, чем я занят, а как только тушил свечи, они такие танцы устраивали, столько грохота от них создавалось – жуть. Я в первую ночь не мог уснуть толком, думал, волки окружили, а потом ещё и на крышу полезли - ну думаю, странные какие-то маленькие волки, а потом их высветил свет луны. Вот хохоту было, я же обложился ножами, топорами, боялся так.
Вообще тут стал понимать, насколько мы отдалились в городах от природы, стали бояться её, а она, оказывается такая ласковая, необыкновенно добрая, весёлая и озорная. Сбором грибов я заниматься не мог, не было времени, но всегда, почему-то, к вечеру у меня собиралась полная сковородочка грибов, да каких - это ж просто объеденье. Сначала ел с опаской, перебирал, а потом, понял – здесь всё для меня, отравление невозможно, стал есть всё подряд: жареные, сушённые и даже сырые, причём жарил не больше 15 минут, а сушёные грибы - вообще деликатес – сухарики, чипсы и прочая эта гадость не попадают.
Полтора года назад Ира с Виталькой где-то достали много-много сосенок–двухлеточек (слишком много). Это были коротышки по 15-20 см вместе с корешком. Сколько же мы их попортили… Вот уж эта человеческая жадность - стоили они дёшево, мы и нагребли их. А их же ещё сажать надо, и ухаживать за ними, и любить - а как можно полюбить сразу столько много, да если ещё и досталось на халяву. Сам лично нагрёб штучек 400-500. Из них руки дошли только до половины. Остальные растерял, просто загубил в банке на подоконнике, а они так боролись за свою жизнь, старались, сушили старые иголочки, чтобы распустить свою единственную почечку, ярко-ярко изумрудную, они чуть не кричали! Остальные я всё же посадил. Построил для них грядочку узкую 6-ти метровую. Пару раз полил и забыл о них вообще. Они моментально заросли бурьяном метровым. Не то что их - грядки не найти. Какое-то чувство стыда не позволяло заглянуть к ним. Как увижу эти заросли, так бегом бежать оттуда. Не знаю, каким чудом они сохранились, может быть, Вера Ивановна, соседка, действительно поливала, а может, и бурьян этот защитил, в общем, через полгодика половина из них погибла (думаю из-за тесной посадки), а другая дала прирост – да какой! Я убрал бурьян, стал почаще к ним заходить - их уже трудно было не заметить. Такие красавицы стали – обалдеть просто. Прибежишь к ним, потрепаешь каждую за макушку - радостно становится. Перезимовали.
Прошла весна, лето - и как же они изменились! Или время стало быстро лететь, или они слишком быстро расти стали - некоторые достигали высоты в 50 см без длины корешка, при этом каждая дала боковые веточки. Они стали просто сиять здоровьем, желанием расти, я всё больше привязывался к ним, любить стал. Во время отпуска решился сосны посадить в своём поместье. Залил грядку водой, стал их выдёргивать, как морковку (из сухой почвы выдёргивать нельзя - обрываются корешки). Чувствовал себя таким прямо молодчиной - наверное, такое чувство всегда появляется, когда ты собираешь плоды своих стараний, особенно если они живые.
Границы своей сосновой рощи ещё не представлял. У меня примерно четверть территории скалистая, с небольшим слоем земли, мха – 15-20 см. Кое-где скала выступает наружу. Что мне с этим делать? Ну, думаю, потом что-то придумаю. А как только принёс сосенки на участок, сразу вспомнил, что сосны обладают очень сильной корневой системой и спокойно растут на каменистых, скалистых территориях. Определил границу скалистого участка и начал сажать. Сначала по линеечке, чтобы ровно всё было, а потом понял, что лес рядочками некрасив и вообще надо побольше стараться обходиться без этих симметрий, острых углов и прямых линий, всё должно быть как в природе.
Каждой сосенке старался оставить достаточно для роста места, в мыслях представлял, что станут они стройными, высокими, с красивыми кронами. Каждой определил предназначение – стать частью этого пространства, разбить скалу, вырасти необыкновенно красивыми и стройными, очищать и наполнять воздух ароматами хвои, оберегать и любить всех жителей поместья, создать такие условия, при которых в этом лесочке будут расти самые вкусные грибочки. Сажал вдохновенно, остановиться не мог, есть было некогда, три дня пролетело одним мгновением. Когда была посажена последняя сосенка, когда я увидел все это, с меня как какие-то цепи спали, чувство было необыкновенное, хотелось летать, петь. Самое интересное то, что сосенки заняли равномерно всю скалистую территорию. Я знаю точно, что специально не рассчитывал их расположение и густоту посадки, всё как-то делалось само собой. Они как чудесный подарок появились в моей жизни и заняли прочно и ярко своё место. В который раз убеждаюсь: насколько интересна теперь жизнь наша, в какой интересный узор сплетаются, казалось бы, случайные вещи.
Ещё я за время своего отпуска продолжил обсаживать живую изгородь - сейчас она у меня состоит из сиренек, сосенок, акаций, шиповника и кустарничка, название которого я пока не знаю, но которого очень люблю, так как с ним у меня связаны воспоминания моего детства. Все саженцы для изгороди родом из этой же местности: сирень дала соседка Вера Ивановна, сосны - из моего питомника, а акации и кустарник из соседней лесополосы. Ещё я начал сажать ягодные кустарники, малину, смородину, крыжовник – старался, чтобы это была сказочная тропинка, ведущая от дома через маленький огородик к речушке в балке. Заложил начало огорода. Долго думал, какими материалами воспользоваться для создания грядок: где взять доски, где достать камни, откуда натаскать землю. Оказывается, всё просто. Большая часть моего участка покрыта густым травяным ковром, травка как шёлк, босиком ходить – милое дело, нежная очень. Эта земля непригодна для пашни из-за встречающейся местами скалы, поэтому здесь растёт вековое разнотравье! Верхний слой земли, около 20 см, пронизан корнями очень плотно. Я решил вырезать из него кирпичик. Получилось. Наметил периметр узкой грядки и стал из него вырезать кирпичики и укладывать их по краям. Тоже получилось. Получилась траншейка с пушистыми бортиками. Наполнил землёй, которую нарыли мыши рядышком (они строят свои норки и выкапывают очень много земли. Посадил тюльпаны, клубнику и много чеснока. Посмотрел со стороны – здорово. Соседке Ксюшке тоже понравилось. А ну-ка, говорит, рассказывай, как делал. Рядом стал делать ещё одну грядку: все так же, только маленькие её стороны сделал округлыми. Получилось ещё красивее - просто загляденье. Засадил всё тюльпанами, по центру, ниточкой, посадил клубнику. Красота!
Питался первые два дня яблоками и орехами, потом стал жарить кабачок (соседи со своих грядок угостили) и тыкву с грибами, чай пил из своих трав с шиповником. За все время похудел ещё килограмма на 2-3. Лёгкость такая появилась. Каждое утро шёл к речушке и плескался в ней. Вокруг никого. Залезу на дерево и смотрю на солнце сквозь листву, на все вокруг. Петь хочется… Вечером разводил костёр в очаге и готовил еду. Иногда приходили ребята. Тогда становилось ещё веселей. С Ксеней и Женей ели яблоки печёные (это такая вкуснятина - на вид страшная, а на вкус – объедение). Виталька приходил. Такой интересный, но как пристанет, что ему только не лезет в голову, прям взял бы его и вынес за изгородь, чтоб не приставал, а с другой стороны понимаю, что это он просто так, любит поумничать. На самом деле он хороший парень, и песни его мне не раз помогали. Правда, сейчас он чего-то забросил гитару, но, надеюсь, что не надолго. Иногда прям не верится, что это он написал эти песни. Попробуй, пойми этих бардов. Не поймёшь, пока сам таким не станешь.
Вообще о всех нас надо обязательно рассказать отдельно. Мы - Ксеня и Женя, Виталька, Оля, Артур, Петя и Лена, Тамара Фёдоровна с мамой, Артёмка и Галя, Андрей и ещё один Виталька, и ещё появилось много-много новых соседей. Встречаемся вместе не часто, зато если уж встречаемся, то это целый праздник! Тут вам и смотр калош у кого моднее (на последнем победу одержала Оля со своими новыми лакированными калошами), и народные танцы с элементами балета, гонки на великах, а также очень умные беседы по аллелопатии, горячущие споры в исполнении необыкновенно красивой поселенщицы Ксении Водопьяновой, а ещё ко всему презентации всяких изделий из дерева, которые всегда наделает за пару неделек Женька. Он - мастер! Здорово у него получается! Это его Ксеня вдохновляет - ох и Богиня! Как заведётся - аж горит! А иногда, как ребёнок прям. В общем, не соскучишься. Оленька вообще умница. Она первая отважилась провести свой отпуск в палатке на своей земле. Не побоялась никого. Она очень добрая и спокойная, застенчивая такая, работает доктором. Меня сначала очень удивляло – хрупкая девушка одна добирается с другой области, потом ещё топает пешком 7-10 км, чтобы побыть сутки (а то и меньше) здесь - и ничего её не останавливает. А потом стал замечать то же самое за всеми, и за собой тоже. Необъяснима и прекрасна эта тяга к своей земле, к Родине своей. Эх! Как же здорово, так петь охота, играть на гитаре (правда мама не разрешает, уже слишком поздно, а я совсем тихо ещё играть не могу). Ну ничего, сейчас ещё немножечко допишу и лягу спать, а завтра устрою такой концерт, так прекрасно проживу новый день, что запомнится он навсегда, как и все последующие дни и года нашей с вами новой и прекрасной жизни.